Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э
Литература - Античное христианство

Персидс­кий период был, вероятно, наиболее спокойным периодом за все время пос­ле потери независимости. В эти два столетия не было ни ассирийского ге­ноцида, ни тяжелых войн между египтянами и правителями Передней Азии, ни долгих лет вавилонского плена. В 458 г. иудеи были освобождены от царского налога и фактически получили самоуправление. Уступчивость пер­сов была вызвана еще одним обстоятельством - столкновением Персии с гре­ческим миром и необходимость обеспечить свое господство в западной части Средиземноморья. В 500-449 гг. персы потерпели поражение в греко-персид­ской войне: теперь они были вытеснены из Эгеиды, а греческие города вос­точного побережья Малой Азии получили свободу от персидского господства. Положение оставалось напряженным и в последующее время. Нелояльным был и Египет, постоянно готовый поднять восстание против персов. Более ло­яльной была Финикия, города которой поставляли значительную часть пер­сидского флота, и в этой ситуации положение в Иудее имело особое значе­ние. Тучи над Персидским царством нависли в середине 1У века до н.э. В 50-30-е гг. македонский царь Филипп II подчинил своей власти греческие по­лисы, а в 338 г. Коринфский конгресс греческих городов принял решение о начале войны с персами под началом Филиппа. Последний не смог реализо­вать свой план: он стал жертвой заговора, а поход возглавил его знамени­тый сын Александр. Поход Александра начался в 334 г. Заняв греческие го­рода побережья, царь двинулся вглубь Малой Азии и стал хозяином всего полуострова. В Киликии состоялось генеральное сражение при Иссе, в кото­ром фаланга и конница Александра наголову разгромила главные силы персов под командованием самого царя Дария. Победители двинулись в Сирию и Фи­никию. В 332 г. после долгой осады Александр взял главный финикийский город Тир, а после этого Иудея попала под власть македонян. Сопротивле­ния не было, иудейские старейшины во главе с первосвященником торжеств­енно встретили нового победителя. Пройдя Иудею, Александр оказался в Египте, встретившем его с распростертыми объятьями. Пробыв там до 331 года, он двинулся в Месопотамию. В новой большой битве при Гавгамелах персидский царь был разгромлен. Путь в Персию был открыт, одну за дру­гой македоняне занимали персидские столицы - Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатаны, а затем прошел Парфию и Бактрию и надолго задержался в Согдиан.  Завершением похода было вторжение в Индию /325-323 гг./. В 323 г. Алек­сандр умер. После его смерти осталась грандиозная держава, границы кото­рой простирались от Египта и Малой Азии до берегов Инда. Империя Александра была очень рыхлым политическим объединением, однако дело было не только в этом. Походы знаменитого завоевателя привели к то­му, что ранее независимые миры Греции и Востока стали представлять собой единое целое. Это объединение вызвало небывалый рост экономики и создание огромного политического, религиозного и культурного пространства. Начи­нается примерно трехсотлетняя история эллинистического мира, в рамках которого должна была существовать и Иудея. Борьба за наследие Александра длилась вплоть до 301 г. до н.э., битвы при Ипсе, после которой бывшие полководцы Александра разделили его огром­ную Империю, на территории которой образовались несколько крупных и бо­льшое число мелких государств. Палестина оказалась спорной территорией между двумя самыми крупными державами этого мира, царством Селевкидов и государством Птолемеев. Селевкидское царство включало в себя Сирию, Малую Азию, Месопотамию и Иран и претендовало на роль главного наследника Им­перии Александра, а государство Птолемеев, основанное Птолемеем I, одним из сподвижников царя, включало в себя Египет, Кипр, Кирену и ряд террито­рий в Эгейском море.

Между 320 и 301 гг. до н.э. Палестина переходила из рук в руки мини­мум 5 раз , пока в 301 г. ее, наконец, не захватил Птолемей. Птолемей и его преемники проводили достаточно умеренную политику, в Палестину пере­селилось много греков. Здесь появились - греческие города /Птолемаида, Фи­ладельфия и др./ и, наоборот, иудеи стали селиться по городам Восточно­го Средиземноморьяf образуя так называемую иудейскую диаспору. Большая иудейская община появилась в Александрии, бывшей центром научной жизни всего эллинистического мира, и именно поэтому здесь был сделан перевод Библии на греческий язык, получивший название Септуагинта / 70 толков­ников/, поскольку, согласно преданию, над этим переводом трудились 70 выдающихся иудейских ученых.

Сиро-финикийский регион продолжал оставаться ареной постоянных войн двух эллинистических сверхдержав. В III веке до н.э. между Селевкидами и Птолемеями произошло 4 войны, немалая часть военных действий которых проходила именно на палестинской территории. В 198 г. хозяин сменился. Селевкидский царь Антиох III захватил Палестину. Иудеи симпатизировали Птолемеям, а потому новые властители ужесточили свою политику. В 167 г. внук Антиоха III, Антиох 1У Эпифан под угрозой смертной казни запретил исполнение ряда важнейших иудейских обрядов / соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношения Яхве и др./. Свитки Священного Писания сжигались, а в Иерусалимском храме был устроен храм Зевса. Ответом было восстание, во главе которого встали сыновья священника Маттафии. Центральное место занял четвертый сын Маттафии, Иуда по проз­вищу Маккавей / Молот /. Антиох пошел на уступки, он разрешил Иудее жить по своим законам; гарантировал безопасность участникам восстания и разрешил есть кошерную пищу. Теперь этого было мало, и повстанцы требовали полной независимости. В 160 г. погиб Иуда Маккавей. Во главе движения встал его брат Ионатан, а затем - их третий брат Симон. В 142 г. селевкидский правитель Деметрий II освободил Иудею от налогов и заключил с ней равноправный мир. В 140 г. Иудея сама декларировала свою независимость - собрание старейшин и военачальников провозгласили Симона первосвящен­ником, стратегом и этнархом , а с конца II века до н.э. первосвященник принял царский титул.

Первое время Маккавейское восстание поддержало практически все иудейское общество. Позже начинается разочарование - из народного государства держава Хасмонеев превращается в обычное эллинистическое государство с сильным бюрократическим аппаратом, налоговым гнетом и социальным неравен­ством. Как это обычно в Иудее, социальные конфликты принимали форму ре­лигиозного раскола. Ко 2 половине II века до н.э. появилось несколько различных религиозных партий. На вершине общества находились садуккеи, консервативная религиозная группировка, державшаяся за догмы яхвизма и одновременно - тянувшаяся к греческой культуре. Садуккеи отрицали предопределение, посмертную жизнь и воскресение мертвых, а в социальном плане это было объединение воен­ной, жреческой и священнической знати. Второй партией были фарисеи, став­шие преемниками маккавейского движения хасидим. Это была партия религи­озных фундаменталистов, опиравшаяся на средние слои общества /квалифи­цированные ремесленники, торговцы, средние и мелкие чиновники/. Среди фарисеев было много образованных людей, имевших репутацию знатоков и толкователей закона. Они имели определенную поддержку и среди обществен­ных низов. В отличие от садуккеев, фарисеи верили в загробную жизнь и бессмертие души. Как и пророки, они настаивали на необходимости духовно­го обновления и делали акцент на необходимости морального совершенствова­ния. Еще одной партией были ессеи, о которых мы скажем несколько позже.

Первые Хасмонеи опирались, прежде всего, на садуккеев, усиление фари­сеев происходит при сыне Симона, Иоанне Гиркане /134-104 гг. до н.э./ и особенно - при следующем правителе, Александре Яннае /103-76 гг. до н.э./  После смерти Янная, который активно преследовал фарисеев, его вдова Са­ломея Александра позволила провести некоторые реформы, а в 69 г. к вла­сти пришел Аристобул, опиравшийся на садуккеев. Между ним и его братом Гирканом началась ожесточенная борьба за власть.

Впрочем, на горизонте возникла новая угроза. Во II веке до н.э. геге­моном Средиземноморья стал Рим. К III веку до н.э. римляне покорили Ита­лию. В ходе двух Пунических войн /264-241 гг. и 218-201 гг. до н.э./ Рим победил Карфаген и стал сильнейшей державой Западного Средиземномо­рья. Начались так называемые великие завоевания . Во II веке Рим под­чинил Испанию, северную Африку, юг Галлии, острова Сицилию, Сардинию и Корсику, Грецию и Македонию. В 133-129 гг. римляне подчинили Пергамоков царство, ставшее первым азиатским владением Рима, провинцией Азия. После  этого римляне были готовы продолжать завоевания, но войны на западе и гражданские смуты надолго отвлекли их от восточного нап­равления.

Главным противником Рима на востоке стал понтийский царь МитридатУ1 Евпатор /115-63 гг. до н.э./. Придя к власти и уничтожив своих со­перников, Митридат начал создавать свою Понтийскую Империю. В первые годы правления он присоединил Боспор, Колхиду и Малую Армению, тем са­мым взяв под контроль все северное, восточное и южное побережье Черно­го моря. Под власть Митридата переходит и значительная часть Малой Азии» Союзником Митридата стал царь Армении Тигран II, также существенно рас­ширивший свои владения. Наконец, в тылу у Митридата и Тиграна появляет­ся сильное Парфянское царство. При Митридате II /123-88 гг. до н.э./ парфяне разбили туранских кочевников, заняли Месопотамию и Иран и вышли к римским границам.

В 90-88 гг. в Италии шла тяжелейшая Союзническая война, ставшая вос­станием италийских союзников против римского господства. Италики требо­вали гражданского равноправия с римлянами. Обе стороны понесли огромные потери, а Италия была полностью опустошена, Использовав эту ситуацию, Митридат вторгся в Пергам и зах­ватил его. Стремясь добиться поддержки местного населения, Митридат проводил демагогическую социальную политику, проводя кассацию долгов и репрессии против имущих слоев. По его приказу в Пергаме были уничто­жены все жившие там римляне и италики. Количество жертв достигло 80 ты­сяч человек. Продолжая свое наступление, Митридат атаковал Грецию: его флот господствовал в Эгеиде, а войска высадились в Греции. Главным со­юзником царя стал тиран Аристион, захвативший власть в Афинах. В 88 г. Союзническая война завершилась, и римляне могли заняться Митридатом. Командующий был назначен знаменитый полководец, Луций Кор­нелий Сулла. 30-тысячная армия римлян высадилась в Греции, заняла Афи­ны после долгой осады и разгромила понтийцев в сражениях при Херонее и Орхомене. Другая римская армия под командованием Фимбрии выбила Мит­ридата из Пергама. Царь был на грани разгрома, но в Риме уже назревала гражданская война. Первая Митридатова война /89-85 гг./ закончилась тем, что Митридат был выбит из римских провинций, но сумел сохранить свое царство. Многие в Риме не признавали этот договор, в 83-82 гг. произошло новое столкновение, известное как Вторая Митридатова война.

В 78 г. умер Сулла , а в 75 г. началась Третья Митридатова война. Римским командующим стал участник Первой войны Луций Лициний Лукулл. В 74 г. Митридат был разбит при Кизике, во время отступления погибла почти вея его армия. В 72 г. римляне вторглись в Понт, и к 71 г. царство Митридата было в их руках. Митридат бежал к своему союзнику Тиграну. В 69-68 гг. Лукулл разгромил Тиграна и заставил его отступить в Артаксату, древнюю столицу Армении. Лукулл хотел продолжать наступление, но армия отказалась идти дальше. Тем не менее, война продолжалась. Армия была усилена, а в 66 г. Лу­кулла сменил Гней Помпеи, ставший к тому времени самым популярным воена­чальником республики. Помпеи завершил войну в Армении: Тигран стал римс­ким вассалом и добился номинального подчинения Закавказья. Митридат бежал. в Боспорское царство и вскоре погиб в результате восстания в Пантикапее. Понтийское царство стало римской провинцией. В 63 г. Помпеи прибыл в Си­рию, где сверг последнего Селевкида, Антиоха XIII и сделал царство римс­кой провинцией Сирией. Римляне стояли на границах Иудеи, где шла борьба между двумя братьями, представителями династии Хасмонеев, Гирканом и Аристобулом. Аристобула поддержали садуккеи, Гиркан опирался на помощь фа­рисеев. Помпеи встал на сторону Гиркана, римляне вошли в город, сторонни­ки Аристобула оказали сопротивление. Храм был взят только после трехмеся­чной осады. Иудея стала римским вассалом. Вероятно, ни один из прежних захватчиков не имел таких сил. Это была чуждая Риму культура, а небольшое национальное государство противостояло огромной универсальной державе. Сопротивляться Риму было бессмысленно. Хотя Иудея готовилась к борьбе, в обществе росло чувство безысходности, и именно в этой обстановке возникло христианство. Впрочем, перед тем, как переходить к этой теме, попробуем хотя бы кратко рассмотреть тот мир, частью которого стала Иудея.

Римское господство в Иудее устанавливалось постепенно. Помпеи добился достаточно быстрых успехов, но в 57-56 гг. в стране началось большое восстание, подавленное легатом Помпея Авлом Габинием. В 54 г. здесь поя­вилась армия Красса, взыскавшего с Иудеи огромную контрибуцию. В 53 г. Красе был разбит при Каррах, в Иудее началось восстание, подавленное квестором Красса Кассием. В 49 г. в Риме началась гражданская война между Юлием Цезарем и Помпеем. В 48 г. при Фарсале Помпеи был разбит и бежал в Египет, где стал жертвой заговора. Преследуя Помпея, Цезарь оказался в Александрии. Так началась Александрийская война, полугодовая осада армии Цезаря в огром­ном городе и роман Цезаря и Клеопатры. Во время войны иудеи оказали Це­зарю немало услуг. Александрийские иудеи помогали осажденным в городе войскам Цезаря, а среди пришедших на помощь союзников был сильный иудей­ский контингент под командованием Антипатра. Этот военачальник отличился и в решающей битве в дельте Нила, где Цезарь разбил египетскую армию. Цезарь ответил конструктивной и продуманной политикой, стремясь стаби­лизировать положение и интегрировать иудею в огромный римский мир. Иуда­изм стал дозволенной религией , причем, римляне не решались отменить его даже во время иудейских восстаний. Вопросы культа передавались в ведение местных властей. Цезарь признал правомочность иудейских законов на терри­тории этой страны и право общин диаспоры на отправление своего культа. Иудеи получили некоторые финансовые льготы и право укреплять Иерусалим. После смерти Цезаря Иудея сильно пострадала от гражданских войн и втор­жения парфян, пока в 37 г. до н.э. ее царем не стал сын Антипатра Ирод. Правление Ирода Великого /37-4 гг. до н.э./ стало своего рода переходным этапом на пути к римскому господству. Будучи непопулярен среди коренного иудейского населения, царь опирался на наемную армию и неиудейские эле­менты населения, в том числе, на греков и самаритян. На постоянные нар­одные волнения Ирод отвечал жесточайшими репрессиями, жертвами которых становились даже члены царской семьи. Впрочем, главным было то, что Ирод старался поддерживать хорошие отношения с любым римским правительством - вначале это был Марк Антоний, сделавшийся наместником всех восточных провинций, а затем- Октавиан Август. Август, также не проявлявший по от­ношению к Ироду никакой личной симпатии, тем не менее, считал его впол­не надежным правителем переходного периода. Ирод пытался проводить по­литику интеграции Иудеи и строил в провинции города, украшая их форумами, термами и амфитеатрами.

После смерти Ирода большая часть Иудеи попала под власть римлян. В 6 г. н.э. Август создал здесь новую провинцию, и только некоторые ее части /Галилея, север Палестины, Трансиордания/ иногда оказывались под властью потомков Ирода. Римское завоевание значительно усилило нап­ряженность в стране. В Иудее появилось мощное радикальное течение зи­лотов, сторонники которого ставили своей целью свержение римлян и их сторонников, ликвидацию богачей, кассацию долгов ш освобождение рабов. Положение обострилось в период правления преемника Августа, импера­тора Тиберия /14-37 гг./. В 26-36 гг. прокуратором Иудеи был Понтий Пи­лат, проводивший жесткую и непопулярную политику. В 36 г. он был смещ­ен и римский наместник Сирии Луций Вителлий вернулся к более либераль­ной политике и даже освободил население Иерусалима от налога.

Новый кризис возник в 40 г., когда император Гай Калигула решил ли­шить иудеев их религиозных привилегий и насадить в Иудее культ импера­тора. Страна была на грани восстания, и римские войска уже шли на его подавление, и только убийство Калигулы в Риме в 41 г. предотвратило катастрофический сценарий. Правительство нового императора Клавдия /41-54 гг./ пыталось смягчить напряженность. Это, в сущности, не уда­валось, и в 52 г. вспыхнуло восстание, которое римлянам пришлось подав­лять. Противоречия усиливались до тех пор, пока они не выросли в гран­диозное восстание, именуемое Иудейской войной, пришедшееся уже на прав­ление нового императора Нерона. Мы уже подошли к тем историческим собы­тиям, которые стали фоном для истории первых христиан. Именно в этой л - обстановке происходили события истории Иисуса Христа и первых апостолов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Таинство Покаяния

News image

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са...

News image

7 декабря Во второй половине 3 столетия в Александрии в богатой и знатной семье родилась Екатерина — будущая святая Екатерина. К 17 го...

Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 с

News image

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное уч...

Св. Варфоломей, апостол. Праздник

News image

Filed Under ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ I век; в Эптернахе и Камбраи его день празднуется 25 августа (Epternach, Cambrai), в Персии – 13...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Католицизм

News image

Наиболее распространенным христианским направлением является католицизм. Слова «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Следует сказать, что католическая церковь всегда стремилась стать ед...

Протестанты земли русской

News image

Русский баптизм возник как воплощение векового народного богоискательства Месяц назад русскому баптизму исполнилось 140 лет. 20 августа 1867 года в водах ре...

Староверие

News image

Старообрядцы, ставшие богатыми людьми, не порывали со своей средой и проявляли немалую щедрость в благотворительной деятельности, жертвовали в виде милостыни кр...

Свидетели Иеговы

News image

История возникновения и развития иеговизма Свидетели Иеговы или сокращенно иеговисты - название религиозной секты, возникшей во второй половине 19 ве...

Методизм

News image

Протестантское течение. Основало в Англии в начале XVIII в. Джоном Уэсли с целью реформации англиканства. Методисты не стремились изменять вероучение и об...

Пятидесятники

News image

Пятидеся тники — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его ка...