Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э
Литература - Античное христианство

Персидс­кий период был, вероятно, наиболее спокойным периодом за все время пос­ле потери независимости. В эти два столетия не было ни ассирийского ге­ноцида, ни тяжелых войн между египтянами и правителями Передней Азии, ни долгих лет вавилонского плена. В 458 г. иудеи были освобождены от царского налога и фактически получили самоуправление. Уступчивость пер­сов была вызвана еще одним обстоятельством - столкновением Персии с гре­ческим миром и необходимость обеспечить свое господство в западной части Средиземноморья. В 500-449 гг. персы потерпели поражение в греко-персид­ской войне: теперь они были вытеснены из Эгеиды, а греческие города вос­точного побережья Малой Азии получили свободу от персидского господства. Положение оставалось напряженным и в последующее время. Нелояльным был и Египет, постоянно готовый поднять восстание против персов. Более ло­яльной была Финикия, города которой поставляли значительную часть пер­сидского флота, и в этой ситуации положение в Иудее имело особое значе­ние. Тучи над Персидским царством нависли в середине 1У века до н.э. В 50-30-е гг. македонский царь Филипп II подчинил своей власти греческие по­лисы, а в 338 г. Коринфский конгресс греческих городов принял решение о начале войны с персами под началом Филиппа. Последний не смог реализо­вать свой план: он стал жертвой заговора, а поход возглавил его знамени­тый сын Александр. Поход Александра начался в 334 г. Заняв греческие го­рода побережья, царь двинулся вглубь Малой Азии и стал хозяином всего полуострова. В Киликии состоялось генеральное сражение при Иссе, в кото­ром фаланга и конница Александра наголову разгромила главные силы персов под командованием самого царя Дария. Победители двинулись в Сирию и Фи­никию. В 332 г. после долгой осады Александр взял главный финикийский город Тир, а после этого Иудея попала под власть македонян. Сопротивле­ния не было, иудейские старейшины во главе с первосвященником торжеств­енно встретили нового победителя. Пройдя Иудею, Александр оказался в Египте, встретившем его с распростертыми объятьями. Пробыв там до 331 года, он двинулся в Месопотамию. В новой большой битве при Гавгамелах персидский царь был разгромлен. Путь в Персию был открыт, одну за дру­гой македоняне занимали персидские столицы - Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатаны, а затем прошел Парфию и Бактрию и надолго задержался в Согдиан.  Завершением похода было вторжение в Индию /325-323 гг./. В 323 г. Алек­сандр умер. После его смерти осталась грандиозная держава, границы кото­рой простирались от Египта и Малой Азии до берегов Инда. Империя Александра была очень рыхлым политическим объединением, однако дело было не только в этом. Походы знаменитого завоевателя привели к то­му, что ранее независимые миры Греции и Востока стали представлять собой единое целое. Это объединение вызвало небывалый рост экономики и создание огромного политического, религиозного и культурного пространства. Начи­нается примерно трехсотлетняя история эллинистического мира, в рамках которого должна была существовать и Иудея. Борьба за наследие Александра длилась вплоть до 301 г. до н.э., битвы при Ипсе, после которой бывшие полководцы Александра разделили его огром­ную Империю, на территории которой образовались несколько крупных и бо­льшое число мелких государств. Палестина оказалась спорной территорией между двумя самыми крупными державами этого мира, царством Селевкидов и государством Птолемеев. Селевкидское царство включало в себя Сирию, Малую Азию, Месопотамию и Иран и претендовало на роль главного наследника Им­перии Александра, а государство Птолемеев, основанное Птолемеем I, одним из сподвижников царя, включало в себя Египет, Кипр, Кирену и ряд террито­рий в Эгейском море.

Между 320 и 301 гг. до н.э. Палестина переходила из рук в руки мини­мум 5 раз , пока в 301 г. ее, наконец, не захватил Птолемей. Птолемей и его преемники проводили достаточно умеренную политику, в Палестину пере­селилось много греков. Здесь появились - греческие города /Птолемаида, Фи­ладельфия и др./ и, наоборот, иудеи стали селиться по городам Восточно­го Средиземноморьяf образуя так называемую иудейскую диаспору. Большая иудейская община появилась в Александрии, бывшей центром научной жизни всего эллинистического мира, и именно поэтому здесь был сделан перевод Библии на греческий язык, получивший название Септуагинта / 70 толков­ников/, поскольку, согласно преданию, над этим переводом трудились 70 выдающихся иудейских ученых.

Сиро-финикийский регион продолжал оставаться ареной постоянных войн двух эллинистических сверхдержав. В III веке до н.э. между Селевкидами и Птолемеями произошло 4 войны, немалая часть военных действий которых проходила именно на палестинской территории. В 198 г. хозяин сменился. Селевкидский царь Антиох III захватил Палестину. Иудеи симпатизировали Птолемеям, а потому новые властители ужесточили свою политику. В 167 г. внук Антиоха III, Антиох 1У Эпифан под угрозой смертной казни запретил исполнение ряда важнейших иудейских обрядов / соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношения Яхве и др./. Свитки Священного Писания сжигались, а в Иерусалимском храме был устроен храм Зевса. Ответом было восстание, во главе которого встали сыновья священника Маттафии. Центральное место занял четвертый сын Маттафии, Иуда по проз­вищу Маккавей / Молот /. Антиох пошел на уступки, он разрешил Иудее жить по своим законам; гарантировал безопасность участникам восстания и разрешил есть кошерную пищу. Теперь этого было мало, и повстанцы требовали полной независимости. В 160 г. погиб Иуда Маккавей. Во главе движения встал его брат Ионатан, а затем - их третий брат Симон. В 142 г. селевкидский правитель Деметрий II освободил Иудею от налогов и заключил с ней равноправный мир. В 140 г. Иудея сама декларировала свою независимость - собрание старейшин и военачальников провозгласили Симона первосвящен­ником, стратегом и этнархом , а с конца II века до н.э. первосвященник принял царский титул.

Первое время Маккавейское восстание поддержало практически все иудейское общество. Позже начинается разочарование - из народного государства держава Хасмонеев превращается в обычное эллинистическое государство с сильным бюрократическим аппаратом, налоговым гнетом и социальным неравен­ством. Как это обычно в Иудее, социальные конфликты принимали форму ре­лигиозного раскола. Ко 2 половине II века до н.э. появилось несколько различных религиозных партий. На вершине общества находились садуккеи, консервативная религиозная группировка, державшаяся за догмы яхвизма и одновременно - тянувшаяся к греческой культуре. Садуккеи отрицали предопределение, посмертную жизнь и воскресение мертвых, а в социальном плане это было объединение воен­ной, жреческой и священнической знати. Второй партией были фарисеи, став­шие преемниками маккавейского движения хасидим. Это была партия религи­озных фундаменталистов, опиравшаяся на средние слои общества /квалифи­цированные ремесленники, торговцы, средние и мелкие чиновники/. Среди фарисеев было много образованных людей, имевших репутацию знатоков и толкователей закона. Они имели определенную поддержку и среди обществен­ных низов. В отличие от садуккеев, фарисеи верили в загробную жизнь и бессмертие души. Как и пророки, они настаивали на необходимости духовно­го обновления и делали акцент на необходимости морального совершенствова­ния. Еще одной партией были ессеи, о которых мы скажем несколько позже.

Первые Хасмонеи опирались, прежде всего, на садуккеев, усиление фари­сеев происходит при сыне Симона, Иоанне Гиркане /134-104 гг. до н.э./ и особенно - при следующем правителе, Александре Яннае /103-76 гг. до н.э./  После смерти Янная, который активно преследовал фарисеев, его вдова Са­ломея Александра позволила провести некоторые реформы, а в 69 г. к вла­сти пришел Аристобул, опиравшийся на садуккеев. Между ним и его братом Гирканом началась ожесточенная борьба за власть.

Впрочем, на горизонте возникла новая угроза. Во II веке до н.э. геге­моном Средиземноморья стал Рим. К III веку до н.э. римляне покорили Ита­лию. В ходе двух Пунических войн /264-241 гг. и 218-201 гг. до н.э./ Рим победил Карфаген и стал сильнейшей державой Западного Средиземномо­рья. Начались так называемые великие завоевания . Во II веке Рим под­чинил Испанию, северную Африку, юг Галлии, острова Сицилию, Сардинию и Корсику, Грецию и Македонию. В 133-129 гг. римляне подчинили Пергамоков царство, ставшее первым азиатским владением Рима, провинцией Азия. После  этого римляне были готовы продолжать завоевания, но войны на западе и гражданские смуты надолго отвлекли их от восточного нап­равления.

Главным противником Рима на востоке стал понтийский царь МитридатУ1 Евпатор /115-63 гг. до н.э./. Придя к власти и уничтожив своих со­перников, Митридат начал создавать свою Понтийскую Империю. В первые годы правления он присоединил Боспор, Колхиду и Малую Армению, тем са­мым взяв под контроль все северное, восточное и южное побережье Черно­го моря. Под власть Митридата переходит и значительная часть Малой Азии» Союзником Митридата стал царь Армении Тигран II, также существенно рас­ширивший свои владения. Наконец, в тылу у Митридата и Тиграна появляет­ся сильное Парфянское царство. При Митридате II /123-88 гг. до н.э./ парфяне разбили туранских кочевников, заняли Месопотамию и Иран и вышли к римским границам.

В 90-88 гг. в Италии шла тяжелейшая Союзническая война, ставшая вос­станием италийских союзников против римского господства. Италики требо­вали гражданского равноправия с римлянами. Обе стороны понесли огромные потери, а Италия была полностью опустошена, Использовав эту ситуацию, Митридат вторгся в Пергам и зах­ватил его. Стремясь добиться поддержки местного населения, Митридат проводил демагогическую социальную политику, проводя кассацию долгов и репрессии против имущих слоев. По его приказу в Пергаме были уничто­жены все жившие там римляне и италики. Количество жертв достигло 80 ты­сяч человек. Продолжая свое наступление, Митридат атаковал Грецию: его флот господствовал в Эгеиде, а войска высадились в Греции. Главным со­юзником царя стал тиран Аристион, захвативший власть в Афинах. В 88 г. Союзническая война завершилась, и римляне могли заняться Митридатом. Командующий был назначен знаменитый полководец, Луций Кор­нелий Сулла. 30-тысячная армия римлян высадилась в Греции, заняла Афи­ны после долгой осады и разгромила понтийцев в сражениях при Херонее и Орхомене. Другая римская армия под командованием Фимбрии выбила Мит­ридата из Пергама. Царь был на грани разгрома, но в Риме уже назревала гражданская война. Первая Митридатова война /89-85 гг./ закончилась тем, что Митридат был выбит из римских провинций, но сумел сохранить свое царство. Многие в Риме не признавали этот договор, в 83-82 гг. произошло новое столкновение, известное как Вторая Митридатова война.

В 78 г. умер Сулла, а в 75 г. началась Третья Митридатова война. Римским командующим стал участник Первой войны Луций Лициний Лукулл. В 74 г. Митридат был разбит при Кизике, во время отступления погибла почти вея его армия. В 72 г. римляне вторглись в Понт, и к 71 г. царство Митридата было в их руках. Митридат бежал к своему союзнику Тиграну. В 69-68 гг. Лукулл разгромил Тиграна и заставил его отступить в Артаксату, древнюю столицу Армении. Лукулл хотел продолжать наступление, но армия отказалась идти дальше. Тем не менее, война продолжалась. Армия была усилена, а в 66 г. Лу­кулла сменил Гней Помпеи, ставший к тому времени самым популярным воена­чальником республики. Помпеи завершил войну в Армении: Тигран стал римс­ким вассалом и добился номинального подчинения Закавказья. Митридат бежал. в Боспорское царство и вскоре погиб в результате восстания в Пантикапее. Понтийское царство стало римской провинцией. В 63 г. Помпеи прибыл в Си­рию, где сверг последнего Селевкида, Антиоха XIII и сделал царство римс­кой провинцией Сирией. Римляне стояли на границах Иудеи, где шла борьба между двумя братьями, представителями династии Хасмонеев, Гирканом и Аристобулом. Аристобула поддержали садуккеи, Гиркан опирался на помощь фа­рисеев. Помпеи встал на сторону Гиркана, римляне вошли в город, сторонни­ки Аристобула оказали сопротивление. Храм был взят только после трехмеся­чной осады. Иудея стала римским вассалом. Вероятно, ни один из прежних захватчиков не имел таких сил. Это была чуждая Риму культура, а небольшое национальное государство противостояло огромной универсальной державе. Сопротивляться Риму было бессмысленно. Хотя Иудея готовилась к борьбе, в обществе росло чувство безысходности, и именно в этой обстановке возникло христианство. Впрочем, перед тем, как переходить к этой теме, попробуем хотя бы кратко рассмотреть тот мир, частью которого стала Иудея.

Римское господство в Иудее устанавливалось постепенно. Помпеи добился достаточно быстрых успехов, но в 57-56 гг. в стране началось большое восстание, подавленное легатом Помпея Авлом Габинием. В 54 г. здесь поя­вилась армия Красса, взыскавшего с Иудеи огромную контрибуцию. В 53 г. Красе был разбит при Каррах, в Иудее началось восстание, подавленное квестором Красса Кассием. В 49 г. в Риме началась гражданская война между Юлием Цезарем и Помпеем. В 48 г. при Фарсале Помпеи был разбит и бежал в Египет, где стал жертвой заговора. Преследуя Помпея, Цезарь оказался в Александрии. Так началась Александрийская война, полугодовая осада армии Цезаря в огром­ном городе и роман Цезаря и Клеопатры. Во время войны иудеи оказали Це­зарю немало услуг. Александрийские иудеи помогали осажденным в городе войскам Цезаря, а среди пришедших на помощь союзников был сильный иудей­ский контингент под командованием Антипатра. Этот военачальник отличился и в решающей битве в дельте Нила, где Цезарь разбил египетскую армию. Цезарь ответил конструктивной и продуманной политикой, стремясь стаби­лизировать положение и интегрировать иудею в огромный римский мир. Иуда­изм стал дозволенной религией , причем, римляне не решались отменить его даже во время иудейских восстаний. Вопросы культа передавались в ведение местных властей. Цезарь признал правомочность иудейских законов на терри­тории этой страны и право общин диаспоры на отправление своего культа. Иудеи получили некоторые финансовые льготы и право укреплять Иерусалим. После смерти Цезаря Иудея сильно пострадала от гражданских войн и втор­жения парфян, пока в 37 г. до н.э. ее царем не стал сын Антипатра Ирод. Правление Ирода Великого /37-4 гг. до н.э./ стало своего рода переходным этапом на пути к римскому господству. Будучи непопулярен среди коренного иудейского населения, царь опирался на наемную армию и неиудейские эле­менты населения, в том числе, на греков и самаритян. На постоянные нар­одные волнения Ирод отвечал жесточайшими репрессиями, жертвами которых становились даже члены царской семьи. Впрочем, главным было то, что Ирод старался поддерживать хорошие отношения с любым римским правительством - вначале это был Марк Антоний, сделавшийся наместником всех восточных провинций, а затем- Октавиан Август. Август, также не проявлявший по от­ношению к Ироду никакой личной симпатии, тем не менее, считал его впол­не надежным правителем переходного периода. Ирод пытался проводить по­литику интеграции Иудеи и строил в провинции города, украшая их форумами, термами и амфитеатрами.

После смерти Ирода большая часть Иудеи попала под власть римлян. В 6 г. н.э. Август создал здесь новую провинцию, и только некоторые ее части /Галилея, север Палестины, Трансиордания/ иногда оказывались под властью потомков Ирода. Римское завоевание значительно усилило нап­ряженность в стране. В Иудее появилось мощное радикальное течение зи­лотов, сторонники которого ставили своей целью свержение римлян и их сторонников, ликвидацию богачей, кассацию долгов ш освобождение рабов. Положение обострилось в период правления преемника Августа, импера­тора Тиберия /14-37 гг./. В 26-36 гг. прокуратором Иудеи был Понтий Пи­лат, проводивший жесткую и непопулярную политику. В 36 г. он был смещ­ен и римский наместник Сирии Луций Вителлий вернулся к более либераль­ной политике и даже освободил население Иерусалима от налога.

Новый кризис возник в 40 г., когда император Гай Калигула решил ли­шить иудеев их религиозных привилегий и насадить в Иудее культ импера­тора. Страна была на грани восстания, и римские войска уже шли на его подавление, и только убийство Калигулы в Риме в 41 г. предотвратило катастрофический сценарий. Правительство нового императора Клавдия /41-54 гг./ пыталось смягчить напряженность. Это, в сущности, не уда­валось, и в 52 г. вспыхнуло восстание, которое римлянам пришлось подав­лять. Противоречия усиливались до тех пор, пока они не выросли в гран­диозное восстание, именуемое Иудейской войной, пришедшееся уже на прав­ление нового императора Нерона. Мы уже подошли к тем историческим собы­тиям, которые стали фоном для истории первых христиан. Именно в этой л - обстановке происходили события истории Иисуса Христа и первых апостолов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 с

News image

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное уч...

Иоанн Божий

News image

Родился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал...

Таинство Елеосвящения

News image

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И ...

Смысл Таинства Покаяния

News image

Таинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по...

КАТОЛИЦИЗМ

News image

КАТОЛИЦИЗМ, одно из трех осн. направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), обладающее совокупностью отличит. особенностей в догматике и организации [и...

Христианство

News image

ХРИСТИАНСТВО, самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате Его деятельности, а та...

Отношение к властям

News image

Адвентисты во всех странах мира практикуют Евангельский принцип: всякая власть от Бога. Поэтому каждый верующий призывается считать своим долгом честно от...

Католические новомученики России

News image

Католические новомученики России — программа Католической церкви в России, утверждённая Конференцией католических епископов Российской Федерации 30 января 2002. Задача программы — ра...

СКАЛИЧ (ПОКУТНИК) СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ

News image

(р. 09.10.1920 в с

Община русских католиков

News image

Клириками этой общины стали Алексий Зерчанинов, Евстафий Сусалев и Иоанн Дейбнер, а мирянами — несколько представителей русской аристокра...

Евангельские христиане. Декларация

News image

Декларация о морально-нравственном и социальном служении евангельских христиан России была заслушана и одобрена на заседании Попечительного Совета Фонда Национальная Утр...

АНАБАПТИСТЫ

News image

Эта секта получила свое название от перекрещивания всех, вступивших в нее. Анабаптисты провели провозглашенный протестантст­вом принцип свободы в жизнь не только ре...