Христианское богословиеКонкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до... |
ХристианствоХристианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св... |
Традиция о Христе |
Литература - Античное христианство |
Исходной точкой для изучения собственно истории христианства является традиция об Иисусе Христе, для рассмотрения которой необходимо особым образом остановиться на проблеме источников. Ситуация е последними достаточно сложна. Основным источником является 4 евангелия /от Марка, Матфея, Луки и Иоанна/, содержащие жизнеописания основателя христианства и рассказ о его проповедях, притчах и чудесах. Очень коротко евангельская традиция выглядит примерно так. Жена плотника Иосифа, Мария, родила от Святого Духа сына Иисуса, которому было предназначено спасти людей от их грехов. Царь Ирод, получив предсказание о рождении царя Иудейского и поняв это как появление претендента на престол, приказывает убить всех новорожденных младенцев. Спасая своего первенца, Иосиф бежит в Египет. Иисус вырос и направился в Галилею, где и начал свою проповедническую деятельность. Обходя галилейские города, он исцеляет людей от самых тяжелых болезней /лихорадка, проказа, паралич, психические заболевания/, совершает всевозможные чудеса и проповедует свое учение. Основной идеей становится обвинение Иисусом своих противников в профанации истинной веры и замене ее чисто формальным соблюдением обрядов и ритуалов. Проповеди становятся все более и более острыми, и Иисус уже говорит о конце света и втором пришествии. Число сторонников Иисуса постоянно растет, и из их среды выделяются 12 ближайших учеников, апостолов / Петр, Иаков, Иоанн, Андрей и др./. Конфликт с иудейской верхушкой, священниками, книжниками и фарисеями постепенно усиливается. На совещании высших иудейских сановников принимается решение о расправе над Иисусом; Один из учеников, Иуда Искариот, предает своего учителя. Иисус был схвачен во время праздника Пасхи и приведен к римскому наместнику Понтию Пилату, который не без колебаний осудил его на казнь. Иисус был распят на кресте и похоронен, а затем воскрес на третий день после похорон и явился своим ученикам, дав им завет крестить его именем все народы мира. Анализ евангельского предания содержит немало неясностей и противоречий. Достаточно перечислить лишь некоторые из них. Три евангелия / от Марка, Матфея и Луки/ совпадают друг с другом значительно больше, чем четвертое евангелие от Иоанна. Они называются синоптическими . Родословную Иисуса, идущую от Давида приводит только Матфей и только он пишет о приказе Ирода, бегстве семьи в Египет и избиении младенцев. Немало разногласий относительно маршрута Иисуса по Галилее - их немного в синоптических евангелиях, но гораздо больше, если взять евангелие от Иоанна. Даже рассказ об аресте и казни, один из наиболее согласованных у евангелистов, содержит определенные разночтения. Если в синоптических евангелиях Иисус приходит в Иерусалим только один раз, то в евангелии от Иоанна он делает это трижды. Наконец, в рассказе о воскресении также имеются определенные разногласия. В Евангелии от Марка гробница оказывается пуста, и красивый юноша говорит о вознесении Иисуса на небо. В Евангелии от Матфея вознесение является уже не чьим-то рассказом, а реальным свершившимся фактом, известие о котором принес божий ангел. Разногласия вокруг традиции о Христе вызвали появление двух школ, мифологической и исторической. Историческая традиция в большей или в меньшей степени признает наличие в этой истории реальной исторической основы. Вероятно, эту школу можно разделить на два направления: церковная историография, склонная относиться к материалу источника без какой-либо критики или с минимальной ее степенью, и научно-историческая светская историография, зачастую допускающая весьма значительную степень критического отношения, но при этом склонная видеть в нем отражение реальных исторических событий. Мифологическое направление также имеет несколько разновидностей. Одни его сторонники, в принципе, пользуются теми же историко-филологическими методами, что и их оппоненты, однако считают информацию о Христе религиозным, философским или литературным вымыслом. Другие вообще отрицают возможность исторических подходов. Так, французский астроном Ш. Дюпуи и немецкий ученый А. Древе видят в мифе о Христе аллегорическое отражение звездного неба или олицетворение языческих богов, которые проникли в христианскую мифологию. Традиция о Христе стала ключевым пунктом спора: мифологическая школа считает его вымышленным литературным персонажем или отражением астрального неба , тогда как историческая школа склонна видеть в данных о нем историческую основу, а его самого - реальной исторической личностью. Перед тем, как перейти к непосредственному анализу предания, отметим еще один аспект проблемы. Признание (или непризнание) историчности Иисуса Христа не имеет прямой связи с принадлежностью к вере. О преобладании человеческой или божественной природы Христа спорили еще представители Церкви, причем, крайние направления отрицали либо одно, либо другое, пока, наконец, не утвердилась формула единой богочеловеческой сущности. Именно ее и признает верующий человек, для которого Иисус является не исторической личностью или литературным вымыслом, но существом, имеющим Божественную природу и Сыном Божьим. Сведения о Христе есть не только в Евангелиях. Одним из аргументов мифологической школы является преобладание сказочно-мифологических аллегорий в Апокалипсисе Иоанна и достаточно редко упоминания о его человеческой сущности в письмах апостола Павла. В гностических евангелиях от Фомы и Филиппа также почти нет данных биографического характера. Заметим, однако, что как Павел, так и гностики, настаивали на мистической, божественной сущности Христа, а Апокалипсис посвящен описанию второго пришествия и страшного суда. Отметим также, что в неканоническом Евангелии Петра, написанном около 70 г., подробно описывается казнь Иисуса, причем, приговор выносит не Пилат, а Ирод Агриппа, а также неканоническом Евангелии Эбионитов Иисус назван просто хорошим добродетельным человеком, которого стали почитать за его личные качества. Важными являются сведения из независимых источников. 0 Христе пишет иудейский историк I века н.э. Иосиф Флавий и два римских историка, Корнелий Тацит и Светоний Транквилл. Самым большим и интересным является упоминание Иосифа Флавия (Иуд. древн., ХУП1,3,3). Симпатизирующий тон долго вызывал споры, когда сторонники мифологического подхода считали отрывок христианской интерполяцией, однако в 1971 г. французский исследователь Ш. Пинес обнаружил сирийский и арабский переводы этого отрывка, также помещенного у византийского историка 10 века Агапия. Два текста (Иосифа и цитата Агапия) отличается некоторыми формулировками, однако речь может идти только о редакции текста, но не о его интерполяции. Аргументы мифологов достаточно серьезны, но против них есть и возражения. Разногласия между источниками, хотя и существенны, но не превышают обычных отличий между источниками. Вместе с тем, при всей противоречиях, история Иисуса имеет общий стержень и несомненное художественное единство. Деятельность Иисуса начинается в Галилее, все Евангелия сообщают о его крещении Иоанном Крестителем. Согласованной является традиция о финальном рассказе о суде и казни. Помимо сюжетного видно и художественное и идейное единство. Не столь решающим является и аргумент о чудесах. Феномен целительства изучен достаточно мало, а особенности восприятия его массовым сознанием. Интересной параллелью является история Аполлония Тианского, чудотворца и предсказателя I в. н.э. В жизнеописании Аполлония рассказываются еще более невероятные истории, однако Аполлоний - это реальное лицо. Итак, у нас нет оснований отвергать евангельскую традицию и, вероятнее всего, в I половине I века н.э. в Палестине ( особенно - в Галилее) действовал странствующий проповедник по имени Иешуа, по убеждениям близкий к ессеям. Он был крещен Иоанном Крестителем ( возможно, принадлежащим к кумранитам). Первоначальное учение восстановить сложно. Его основой было обновление мира, взятие на себя человеческих грехов и эсхатологическая идея конца света. Учение было проникнуто глубокой гуманистической идеей и призывом к милосердию, непротивлению злу ж братству людей. В отличие от кумранского, это учение было открытым, а деление на своих и чужих не было ему свойственно. Историческую основу имеет и процесс Христа. Его инициатором была иудейская верхушка, Поскольку иудейский закон запрещал объявление человека мессией. Любопытно, что иудейские власти передали Иисуса римлянам (аргумент, что они не имели полномочий, похоже, маловероятен), и быть может этим и объясняется странная позиция Пилата. Иисуса явно судили по обвинению в оскорблении величия, поскольку в то время закон карал не только реальные действия /заговор, переворот, государственная измена/, но и слова, магические действия, неосторожные поступки. Пилат понимал, что даже расширительное толкование закона было бы неприменимо в данном случае, однако иудеи могли пожаловаться в Рим. 30-е гг. I века, время правления Тиберия /14-37 гг./ были периодом активизации репрессий, и страх Пилата становится вполне понятен. Интересно, что после казни Иисуса и Пилат, и первосвященники были смещены с должностей - в Риме явно проявили свое недовольство. Реальны и другие персонажи. Несомненно историчен прокуратор Понтий Пилат и правивший независимой частью Иудеи царь Ирод Антипа /4-39 гг. н.э./, в рассказе фигурирует и Ирод Великий. Иосиф Флавий упоминает первосвященников Анана и Кайафу, а Евангелия и Иосиф Флавий с небольшими разночтениями рассказывают об убийстве Иродом Агрипной Иоанна Крестителе Остальные персонажи известны только из христианской литературы, что, в общем, тоже не является основанием для отрицания их реальности. |
Читайте: |
---|
|
История Христианства
7 декабря Во второй половине 3 столетия в Александрии в богатой и знатной семье родилась Екатерина — будущая святая Екатерина. К 17 го... |
Таинство ПокаянияПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са... |
Сущность ХристианстваО сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее... |
Св. Бернард, авва и учитель Церкви, ПамятьАвгуст 20, 2009 — cc74 Святой Бернард Также известен как Сладкозвучный Учитель Церкви; Последний из Отцов Святой Церкви Биография Французский аристократ. В возрасте 22 ле... |
День святой АнныСвятая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же... |
Иоанн БожийРодился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал... |