Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - О святынях - Православие и другие христианские конфессии

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Православие и другие христианские конфессии
О христианстве - О святынях

православие и другие христианские конфессии

В отношении неправославных направлений в христианстве уже было сказано много и написано богопросвещёнными мужами Церкви с обличением их заблуждений и отступлений от Православия. Эти обличения касались обычно каких-то конкретных частных искажений христианской веры или нарушений строя богослужебной, мистической, нравственной жизни христовой Церкви. Обычно такие обличения вызывают ответные возражения и взаимные обвинения. Сколь бы ни были они несостоятельны с точки зрения Православия, возникают долгие, часто бесплодные, споры, в которых одной стороне не удаётся убедить другую. Одна из причин этого - относительность частных аргументов по тому или иному конкретному вопросу.

Избежать этого увязания в относительности частных аргументов можно в том случае, если имеется целостная картина христианского мира, охватывающая все конфессии как возможные проявления религиозной жизни с учётом всех возможных ошибок и греховных отклонений от истинной церковности.

Каждое исповедание нашло бы в этой картине своё место, которым и определялись бы его духовная качественность и его основные свойства. Можно провести аналогию с периодической системой элементов в химии, где благодаря внутренней закономерности однозначно определено место каждого химического элемента среди других и этим местом обозначены его свойства. Конечно, дух человеческий свободен, какая-либо из возможностей отклонения, отпадения от Церкви может не реализоваться, и благо, если так, но её принципиальная возможность может и должна быть столь же ясно определена в общей картине, как и границы истины церковности.

Возможно ли в принципе целостное знание? Простой верующий православный человек с его стремлением к освящению, воцерковлению всех без исключения сторон своей жизни в этом, конечно, никогда не сомневался. Не сомневались в этом и русские религиозные философы, которые пытались прокладывать собственные пути к основам цельного знания, хотя их попытки и не увенчались успехом. (Но о причинах этого нужно говорить отдельно).

Исследование Священного Предания, святоотеческой традиции показывает, что цельное знание может быть построено только на православном учении об иконности тварного мира, то есть в соответствии его образов высшим Божественным Первообразам. Это учение связано с именами таких стоиков Православия как Дионисий Ареопагит, Великие Каппадокийцы, Макcим исповедник. Высшими Первообразами человека, Церкви и всего тварного мира согласно православному учению являются Бог - Святая Троица и Господь Иисус Христос, соединивший в своей ипостаси Божественную и тварную природы. Иными словами всё в тварном мире - и человек, и Церковь, и общество, и мир ангельский, и мир космический, - всё или есть или призвано быть в свою меру иконой Господа Иисуса Христа. Следует только помнить, что в падшем и несовершенном мире эти иконы не только могут быть замутнены, но и неверны, другими словами еретичны.

Обращаясь к экклезиологии, мы видим, что для объяснения многообразия существования различных христианских конфессий часто встречается так называемая теория ветвей , основанная на протестантской доктрине о невидимой церкви святых . По этой теории существует единая мистическая церковь, которая эмпирически проявляется в различных христианских конфессиях, ни одна из которых с единой церковью не отождествляется. Отсюда возникает задача объединения различных конфессий как равночестных ветвей - единой Церкви. В этом кредо экуменизма. Эта размытая протестантская экклезиология имела определённое влияние и на русскую религиозную мысль несмотря на отсутствие серьёзных богословских оснований и произвольность утверждений. В принципе эта концепция в Русской Церкви была преодолена после прп. Паисия Величковского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев и двух великих святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника.

Согласно Православной вере Троица есть Единица, каждое лицо Св. Троицы имеет такое же единение с другим Лицом, как и с Самим Собой. Церковь выражает это единение термином единосущие по отношению к самосущным Ипостасям. Троица тождественна Единице. К такому же единению во образ Св. Троицы призваны и все христиане. Христос молится о всех верующих в него Своему Небесному Отцу: Как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин., 17, 21). Такое единение не дано естественным образом, а задано - и возможно только во Христе, только в Церкви Христовой, только благодатью Божией как отображение совершенного образа Св. Троицы. Антиномия триединства недоступна ни для падшего рассудка, ни для естественной вне - церковной жизни. Только при воцерковлении разума и всей жизни она постижима и осуществима.

При попытке постичь божественную истину триединства невоцерковлённым рассудком возникают тринитарные ереси, а в христианской жизни при недостатке любви и благодати - разделения и расколы.

Каковы же эти рационалистические проекции антиномии триединства на плоскость невоцерковлённого рассудка и невоцерковлённой или расцерковлённой жизни? Нетрудно убедиться, что их может быть только три.

1. При антиномичности истины Троица есть Единица логике нашего рассудка вполне соответствует тождество Единица есть Единица и при этом для него нет никакой Троицы. Возникает утверждение, что есть только одна Божественная Ипостась и не может быть других, все другие объявлялись онтологически низшими. Эта тенденция рассудка наиболее полно выразилась в тринитарной ереси арианства, присутствовала она и в других тринитарных ересях: монархианстве, субордиционализме.

Той же болезнью непреображённого рассудка поражено и единобожие, отвергающее Св. Троицу у иудеев и мусульман.

Взглянем на церковную жизнь, отражающую образ Cв. Троицы. В православии этот образ жизни отражён чисто неискажённо в церковной сосборности, где первый среди равных иерарх - отражение отечества Небесного также член Собора Церковного, но никак не существующий над ним.

Экклезиологическое воплощение ереси произошло тогда, когда епископ Римского престола, первого среди сестёр - автокефальных церквей стал превозноситься над Вселенской церковной Соборностью, выделяя себя как исключительного наместника Христа на земле. Произошёл раскол, и римская Церковь отделилась от Соборной полноты Вселенского православия. Возник католицизм. Догматически католики исповедуют божественность всех Лиц Св. Троицы, но экклезиологически искажают образ Божественного Триединства.

Это в свою очередь не может не оказывать психологического воздействия и на их сознание и на их мистическую жизнь. Психологически это приводит к ослаблению переживания Божественного Собора Лиц Св. Троицы, божественности Сына Божия и Духа Святаго. Не отсюда ли заземлённость католицизма, переживание во Христе преимущественно человеческого начала, в мистической жизни прелесть - путаница благодати с человеческими эмоциями и энергиями и, наконец, погруженность в стихии мира сего, чем далее в истории от момента отделения от православия, тем большее обмирщение.

Теизм католицизма с ослабленным переживанием Божества воплощённого Сына Божия вероятно и объясняет симпатии его и определённую близость к иудаизму. Неслучайно недавно при посещении Римской синагоги Папа Иоанн-Павел II назвал иудеев старшими братьями .

Итак, католицизм есть не догматическое, но экклезиологическое арианство, монархианское искажение образа Св. Троицы в церковной жизни и этим определяются основные отличия его от Православия.

2. Другим рационалистическим искажением антиномии триединства является утверждение: Троица есть Троица и нет никакой Единицы. В тринитарных спорах это - отрицание единосущия. Еретическая мысль утверждала только подобие Сына Отцу. В результате оказывалось три Бога, подобных друг другу, многобожие.

Сильно переживалось самосущие Ипостасей, но отрицался их единосущный Собор. Отражением этой ереси в экклезиологии явился протестантизм, возстание против единства церковной жизни, единства церковной традиции.

Всё в протестантизме распадается на массу самостоятельных сект. В пределе каждый верующий сам по себе, вне иерархии, вне церковной традиции толкует себе Священное Писание и тем руководствуется в жизни. Каждая личность самосуща и самозамкнута, в светской философии эта интуиция отражена в работах Лейбница о замкнутых монадах. При проекции этой интуиции на отношения с Богом появляется деизм - философия протестантвующего человечества, где Бог - Сам по себе, а человек - сам по себе. В экклезиологии это можно назвать плюралистическим искажением образа Св. Троицы.

3. Наконец, третья возможность искажения антиномии триединства - это отрицание существования самосущих Ипостасей вообще: нет ни Троицы, ни Единицы, а лишь некоторая Божественная природа, монада, которая может проявлять себя то в образе Отца, то Сына, то Духа Святого, но это только личины, а не самосущие Ипостаси. В истории тринитарных споров эта ересь получила название савеллианства.

Нетрудно видеть, что в религиозной жизни такая интуиция отражает как пантеизм, отрицающий личностного Бога, а в наиболее грубой форме как материалистический атеизм. Протестантизм возник не как плюралистичные лютеранство или кальвинизм, но и как мистический пантеизм Томаса Мюнцера в Германии или сходных движений в Англии. Они отрицали вообще все структуры в церкви, иерархию, таинства. Ересь пантеизма или атеизма в духовном бытии человечества, это монистическое (от савеллианской монады) искажение образа Св. Троицы совершенно разрушительно для всякой экклезиологии.

Так исчерпываются принципиально все возможности греховного искажения божественной антиномии Троица есть Единица , искажения, порождающие тринитарные ереси и их экклезиологические отображения: церковные расколы и разрушение церковности вообще.

Итак, основываясь на догмате о Св. Троице и на церковной традиции, видя в бытии самой Церкви и мира икону Божию, мы приходим к целостной экклезиологической картине. Православная Соборная Церковь есть точная и святая икона Троицы-Единицы, неповреждённое воплощение образа Божия.

Католицизм, протестантизм и пантеизм (или атеизм) суть всё более и более глубокие искажения этого образа в религиозной жизни человечества. Все основные частные отступления от православной веры и жизни в других христианских конфессиях обусловлены искажением в них образа Божия. Впрочем, в ту меру, в которую вера их оставалась неповреждённой, православной, например догматическое исповедание единосущия Св. Троицы, сохраняет и возможность исправления религиозной жизни и воссоединения с Православной Церковью.

Что в споре с Православием могут противопоставить иные христианские исповедания этой экклезиологической картине и вытекающей из неё их духовной оценке? Только свою целостную экклезиологическую картину, а не какие либо частные соображения. Но, будучи православными, мы сознаём, что иная картина, опирающаяся на те же основные догматы веры невозможна, а исходящая из других догматических предпосылок просто будет свидетельствовать о совершенном различии религий, а не о каких-либо экклезиологических разногласиях.

Взирая на образ Св. Троицы и относясь к нему как к высшему критерию правильности экклезиологической жизни, мы можем ясно ориентироваться в вопросе об отношении Православия к иным христианским исповеданиям. Это не только избавляет от ложных экуменических концепций вроде теории ветвей или утверждений, что перегородки между конфессиями не доходят до неба , но и от соблазна дополнить Православие католицизмом или протестантизмом. Это так же невозможно и абсурдно, как дополнение образа Св. Троицы, открытого Церкви, еретическими его искажениями.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

КАТОЛИЦИЗМ

News image

КАТОЛИЦИЗМ, одно из трех осн. направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), обладающее совокупностью отличит. особенностей в догматике и организации [и...

День Святой Варвары

News image

4 декабря 4-го декабря отмечается «День святой Варвары», одной из 14 святых, помогающих людям в их земных делах. Св. Варвара - по...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

Преподобная Марфа Апарина (в монашестве Маргарита)

News image

Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина с семейством переехала в Ки...

Святой апостол и евангелист Лука

News image

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4,...

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

News image

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по...

Баптисты и Россия

News image

Русские баптистские общины с самого начала своего возникновения были открыты для христианского общения с единоверцами из других стран. Иностранные проповедники из...

Англиканская церковь. Епископ-гей

News image

Англиканская церковь США оказалась на грани раскола после того, как на должность епископа Нью-Хемпшира был назначен гей. Всео...

Иоанн Павел ІІ: пастырь, научивший свою паству не боять

News image

Без него коммунизм бы не кончился или, по крайней мере, это произошло бы намного позднее и с большей кровью. Лех Ва...

Римско-католическая церковь

News image

Ри мско-католи ческая це рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той ча...

Кальвинизм. Учение о Боге и его воле

News image

Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом: а) Бог правит миром. б) В ми...

Принципы вероучения

News image

Адвентисты седьмого дня принимают Библию, как единственный источник вероучения и признают за основание веры учение Писания. Эти основания веры, изложенные ни...