Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - О святынях - Православие и другие христианские конфессии

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Православие и другие христианские конфессии
О христианстве - О святынях

православие и другие христианские конфессии

В отношении неправославных направлений в христианстве уже было сказано много и написано богопросвещёнными мужами Церкви с обличением их заблуждений и отступлений от Православия. Эти обличения касались обычно каких-то конкретных частных искажений христианской веры или нарушений строя богослужебной, мистической, нравственной жизни христовой Церкви. Обычно такие обличения вызывают ответные возражения и взаимные обвинения. Сколь бы ни были они несостоятельны с точки зрения Православия, возникают долгие, часто бесплодные, споры, в которых одной стороне не удаётся убедить другую. Одна из причин этого - относительность частных аргументов по тому или иному конкретному вопросу.

Избежать этого увязания в относительности частных аргументов можно в том случае, если имеется целостная картина христианского мира, охватывающая все конфессии как возможные проявления религиозной жизни с учётом всех возможных ошибок и греховных отклонений от истинной церковности.

Каждое исповедание нашло бы в этой картине своё место, которым и определялись бы его духовная качественность и его основные свойства. Можно провести аналогию с периодической системой элементов в химии, где благодаря внутренней закономерности однозначно определено место каждого химического элемента среди других и этим местом обозначены его свойства. Конечно, дух человеческий свободен, какая-либо из возможностей отклонения, отпадения от Церкви может не реализоваться, и благо, если так, но её принципиальная возможность может и должна быть столь же ясно определена в общей картине, как и границы истины церковности.

Возможно ли в принципе целостное знание? Простой верующий православный человек с его стремлением к освящению, воцерковлению всех без исключения сторон своей жизни в этом, конечно, никогда не сомневался. Не сомневались в этом и русские религиозные философы, которые пытались прокладывать собственные пути к основам цельного знания, хотя их попытки и не увенчались успехом. (Но о причинах этого нужно говорить отдельно).

Исследование Священного Предания, святоотеческой традиции показывает, что цельное знание может быть построено только на православном учении об иконности тварного мира, то есть в соответствии его образов высшим Божественным Первообразам. Это учение связано с именами таких стоиков Православия как Дионисий Ареопагит, Великие Каппадокийцы, Макcим исповедник. Высшими Первообразами человека, Церкви и всего тварного мира согласно православному учению являются Бог - Святая Троица и Господь Иисус Христос, соединивший в своей ипостаси Божественную и тварную природы. Иными словами всё в тварном мире - и человек, и Церковь, и общество, и мир ангельский, и мир космический, - всё или есть или призвано быть в свою меру иконой Господа Иисуса Христа. Следует только помнить, что в падшем и несовершенном мире эти иконы не только могут быть замутнены, но и неверны, другими словами еретичны.

Обращаясь к экклезиологии, мы видим, что для объяснения многообразия существования различных христианских конфессий часто встречается так называемая теория ветвей , основанная на протестантской доктрине о невидимой церкви святых . По этой теории существует единая мистическая церковь, которая эмпирически проявляется в различных христианских конфессиях, ни одна из которых с единой церковью не отождествляется. Отсюда возникает задача объединения различных конфессий как равночестных ветвей - единой Церкви. В этом кредо экуменизма. Эта размытая протестантская экклезиология имела определённое влияние и на русскую религиозную мысль несмотря на отсутствие серьёзных богословских оснований и произвольность утверждений. В принципе эта концепция в Русской Церкви была преодолена после прп. Паисия Величковского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев и двух великих святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника.

Согласно Православной вере Троица есть Единица, каждое лицо Св. Троицы имеет такое же единение с другим Лицом, как и с Самим Собой. Церковь выражает это единение термином единосущие по отношению к самосущным Ипостасям. Троица тождественна Единице. К такому же единению во образ Св. Троицы призваны и все христиане. Христос молится о всех верующих в него Своему Небесному Отцу: Как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин., 17, 21). Такое единение не дано естественным образом, а задано - и возможно только во Христе, только в Церкви Христовой, только благодатью Божией как отображение совершенного образа Св. Троицы. Антиномия триединства недоступна ни для падшего рассудка, ни для естественной вне - церковной жизни. Только при воцерковлении разума и всей жизни она постижима и осуществима.

При попытке постичь божественную истину триединства невоцерковлённым рассудком возникают тринитарные ереси, а в христианской жизни при недостатке любви и благодати - разделения и расколы.

Каковы же эти рационалистические проекции антиномии триединства на плоскость невоцерковлённого рассудка и невоцерковлённой или расцерковлённой жизни? Нетрудно убедиться, что их может быть только три.

1. При антиномичности истины Троица есть Единица логике нашего рассудка вполне соответствует тождество Единица есть Единица и при этом для него нет никакой Троицы. Возникает утверждение, что есть только одна Божественная Ипостась и не может быть других, все другие объявлялись онтологически низшими. Эта тенденция рассудка наиболее полно выразилась в тринитарной ереси арианства, присутствовала она и в других тринитарных ересях: монархианстве, субордиционализме.

Той же болезнью непреображённого рассудка поражено и единобожие, отвергающее Св. Троицу у иудеев и мусульман.

Взглянем на церковную жизнь, отражающую образ Cв. Троицы. В православии этот образ жизни отражён чисто неискажённо в церковной сосборности, где первый среди равных иерарх - отражение отечества Небесного также член Собора Церковного, но никак не существующий над ним.

Экклезиологическое воплощение ереси произошло тогда, когда епископ Римского престола, первого среди сестёр - автокефальных церквей стал превозноситься над Вселенской церковной Соборностью, выделяя себя как исключительного наместника Христа на земле. Произошёл раскол, и римская Церковь отделилась от Соборной полноты Вселенского православия. Возник католицизм. Догматически католики исповедуют божественность всех Лиц Св. Троицы, но экклезиологически искажают образ Божественного Триединства.

Это в свою очередь не может не оказывать психологического воздействия и на их сознание и на их мистическую жизнь. Психологически это приводит к ослаблению переживания Божественного Собора Лиц Св. Троицы, божественности Сына Божия и Духа Святаго. Не отсюда ли заземлённость католицизма, переживание во Христе преимущественно человеческого начала, в мистической жизни прелесть - путаница благодати с человеческими эмоциями и энергиями и, наконец, погруженность в стихии мира сего, чем далее в истории от момента отделения от православия, тем большее обмирщение.

Теизм католицизма с ослабленным переживанием Божества воплощённого Сына Божия вероятно и объясняет симпатии его и определённую близость к иудаизму. Неслучайно недавно при посещении Римской синагоги Папа Иоанн-Павел II назвал иудеев старшими братьями .

Итак, католицизм есть не догматическое, но экклезиологическое арианство, монархианское искажение образа Св. Троицы в церковной жизни и этим определяются основные отличия его от Православия.

2. Другим рационалистическим искажением антиномии триединства является утверждение: Троица есть Троица и нет никакой Единицы. В тринитарных спорах это - отрицание единосущия. Еретическая мысль утверждала только подобие Сына Отцу. В результате оказывалось три Бога, подобных друг другу, многобожие.

Сильно переживалось самосущие Ипостасей, но отрицался их единосущный Собор. Отражением этой ереси в экклезиологии явился протестантизм, возстание против единства церковной жизни, единства церковной традиции.

Всё в протестантизме распадается на массу самостоятельных сект. В пределе каждый верующий сам по себе, вне иерархии, вне церковной традиции толкует себе Священное Писание и тем руководствуется в жизни. Каждая личность самосуща и самозамкнута, в светской философии эта интуиция отражена в работах Лейбница о замкнутых монадах. При проекции этой интуиции на отношения с Богом появляется деизм - философия протестантвующего человечества, где Бог - Сам по себе, а человек - сам по себе. В экклезиологии это можно назвать плюралистическим искажением образа Св. Троицы.

3. Наконец, третья возможность искажения антиномии триединства - это отрицание существования самосущих Ипостасей вообще: нет ни Троицы, ни Единицы, а лишь некоторая Божественная природа, монада, которая может проявлять себя то в образе Отца, то Сына, то Духа Святого, но это только личины, а не самосущие Ипостаси. В истории тринитарных споров эта ересь получила название савеллианства.

Нетрудно видеть, что в религиозной жизни такая интуиция отражает как пантеизм, отрицающий личностного Бога, а в наиболее грубой форме как материалистический атеизм. Протестантизм возник не как плюралистичные лютеранство или кальвинизм, но и как мистический пантеизм Томаса Мюнцера в Германии или сходных движений в Англии. Они отрицали вообще все структуры в церкви, иерархию, таинства. Ересь пантеизма или атеизма в духовном бытии человечества, это монистическое (от савеллианской монады) искажение образа Св. Троицы совершенно разрушительно для всякой экклезиологии.

Так исчерпываются принципиально все возможности греховного искажения божественной антиномии Троица есть Единица , искажения, порождающие тринитарные ереси и их экклезиологические отображения: церковные расколы и разрушение церковности вообще.

Итак, основываясь на догмате о Св. Троице и на церковной традиции, видя в бытии самой Церкви и мира икону Божию, мы приходим к целостной экклезиологической картине. Православная Соборная Церковь есть точная и святая икона Троицы-Единицы, неповреждённое воплощение образа Божия.

Католицизм, протестантизм и пантеизм (или атеизм) суть всё более и более глубокие искажения этого образа в религиозной жизни человечества. Все основные частные отступления от православной веры и жизни в других христианских конфессиях обусловлены искажением в них образа Божия. Впрочем, в ту меру, в которую вера их оставалась неповреждённой, православной, например догматическое исповедание единосущия Св. Троицы, сохраняет и возможность исправления религиозной жизни и воссоединения с Православной Церковью.

Что в споре с Православием могут противопоставить иные христианские исповедания этой экклезиологической картине и вытекающей из неё их духовной оценке? Только свою целостную экклезиологическую картину, а не какие либо частные соображения. Но, будучи православными, мы сознаём, что иная картина, опирающаяся на те же основные догматы веры невозможна, а исходящая из других догматических предпосылок просто будет свидетельствовать о совершенном различии религий, а не о каких-либо экклезиологических разногласиях.

Взирая на образ Св. Троицы и относясь к нему как к высшему критерию правильности экклезиологической жизни, мы можем ясно ориентироваться в вопросе об отношении Православия к иным христианским исповеданиям. Это не только избавляет от ложных экуменических концепций вроде теории ветвей или утверждений, что перегородки между конфессиями не доходят до неба , но и от соблазна дополнить Православие католицизмом или протестантизмом. Это так же невозможно и абсурдно, как дополнение образа Св. Троицы, открытого Церкви, еретическими его искажениями.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол Андрей Первозванный

News image

Святой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Ск...

Смысл Таинства Покаяния

News image

Таинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по...

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

Святитель Николай Чудотворец

News image

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Особо он почитается в России как скорый помошник в са...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Роль архитектуры в православии

News image

Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле». Архитектура храма канонична. В нем ес...

Моравские братья

News image

В предреформационный период (в XV в.) в протестанстве  появилась секта моравских (богемских) братьев. Она возникла среди городской и сельской бедноты ср...

Структура общества Друзей

News image

Основной структурной ячейкой общества Друзей являются региональные собрания (месячные собрания до 2007 г.). Такое название происходит из традиции раз в ме...

Пятидесятники. Кризисные процессы

News image

Одним из свидетельств кризиса пятидесятничества стало неуклонное сокращение количества сельских обществ, снижение уровня их религиозной активности. Уменьшение числа пятидесятнических объединений в ...

Методизм в США

News image

Духовная жизнь в США на рубеже XVIII-XIX веков представляла собой сложное переплетение различных процессов и тенденций, которые отражали стремление общества, ос...

Анабаптисты

News image

Движение анабаптистов возникло в Швейцарии из-за того, что на этой территории существовала свобода. Ни феодализм, ни папство не смогли подчинить се...