Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Христианство - Основные направления христианства

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Основные направления христианства
О христианстве - Христианство

основные направления христианства

Великая схизма

Противоречия между эллинским и романским началами, между Грецией и Римом, между Восточной и Западной частями империи существовали еще в классическом мире. В XI в. они привели к самому крупному в церковной истории расколу — великой схизме.

Разногласия накапливались на протяжении веков. После разделения империи на два независимых государства (395 г.) главы - соперничающих церквей (римские папы и восточные патриархи) вступили в период политического противостояния, претендуя на главенствующее положение в христианском мире. Поводом для окончательного разрыва послужил спор из-за земель в Южной Италии, принадлежавших Византии. Узнав, что там вытесняется греческий обряд, Михаил Керуларий, константинопольский патриарх, закрыл все храмы латинского обряда в византийской столице. Когда в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом, патриарх отказал им в личной встрече. Разгневанный Гумберт обвинил Керулария в нескольких ересях и самовольно объявил ему анафему; в ответ прозвучала анафема на все посольство.

По логике и нормам церковного права, эти взаимные отлучения должны были утратить силу после смерти повздоривших иерархов и не могли служить законным обоснованием церковного раскола.

Однако рядовой конфликт, вызванный столкновением честолюбий двух князей церкви, получил «неподобающее ему историческое значение» (М. Э. Поснов), завершив период «общей судьбы» двух христианских церквей.

Православие

В I тысячелетии православными называли себя и восточные и западные христиане. После раскола 1054 г. наименование «православная» закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства (так, православие со времени первых семи Вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось ни одного из них, как это произошло в протестантизме).

Православное вероучение базируется на Священном писании (Библия) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, решения ряда поместных соборов, сочинения отцов церкви и др.). Основные вероучительные положения закреплены в никее-царьградском «Символе Веры», принятом Никейским (325 г.) и дополненном Константинопольским (381 г.) Вселенскими соборами.

Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, — об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, (добавление лат. filioque — «и сын»), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном вознесении девы Марии и др.) в православии не признаются. Считается, что они противоречат Священному писанию и Священному преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 г., но введены праздники (Сретение, Преображение, Воздвижение), не отмечаемые католиками.

Православная церковь считается соборной (или кафолической), то есть полной, завершенной, не нуждающейся в дополнениях. Приобщение к ней происходит через крещение. Младенцев крестят путем троекратного погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. Жесткого отделения клира от паствы в православии нет. В частности, и миряне и духовные лица причащаются одинаково — квасным хлебом и вином, а богослужение издавна ведется на национальных языках, хотя используются и древние языки (например, старославянский).

Нет в православии и универсальной организации с единым центром, подобным Ватикану. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автоке-фальны. В настоящее время существует 15 автокефальных церквей: Константинопольская (Вселенская), Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская — от Константинопольской и т. д. Большинство православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви.

Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенна: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана имеют право жениться, вторые дают обет безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположены только монашествующие священники.

Таинство священства совершают только архиереи, другие таинства — как архиереи, так и священники. В исключительных случаях таинство крещения может совершить и мирянин-христианин.

Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято — считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми, звуками. Важной частью православного культа являются посты — многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.

Католицизм

К числу приверженцев католицизма (от греч. katho-likys — всеобщий, вселенский) причисляет себя примерно четверть населения планеты. Особенно много католиков в странах Западной Европы, в государствах Прибалтики, в западных областях Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке. На протяжении веков католицизм был господствующей идеологией в странах Запада. Высшее католическое духовенство нередко подчиняло себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство и добилось значительного политического влияния в мире.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией и иерархическим характером. Клир жестко отделен от мирян и включает следующие саны:

• кардинал;

• архиепископ;

• примас;

• митрополит;

• епископ;

• прелат;

• аббат;

• священник.

Территориальное деление (по нисходящей):

• метрополия;

• диоцез (епархия);

• апостольская администратура;

• апостольская префектура;

• апостольский экзархат;

• апостольский викариат;

• территориальная прелатура;

• территориальное аббатство;

• приход.

Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части, партикулярные церкви в мире и различные миссии. Все церковные структуры находятся в ведомстве Ватикана (автокефальных церквей в католичестве нет).

Глава католической церкви папа римский (первосвященник) почитается как преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле. Эти положения, сформулированные еще на рубеже XII—XIII вв., были утверждены Ватиканским собором в 1869—1870 гг. Тогда же был провозглашен догмат о непогрешимости папы. Папа избирается пожизненно конклавом (собранием) кардиналов. Его послания (энциклики) признаются частью Священного предания, что способствует возвышению папства и позволяет церкви оперативно реагировать на перемены в общественной и политической жизни. Папа руководит церковными и мирскими организациями посредством римской курии — центрального административного аппарата. При папе существует также совещательный орган — Священный Синод, созываемый один раз в три года. Резкое разграничение между клиром и мирянами выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии. К ним относится обязательное безбрачие духовенства — целибат, причащение духовенства хлебом и вином, а мирян — одним хлебом и др. Выход из духовного звания запрещен.

Католики признают догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших, проходя через тяжелые испытания, очищаются от неискупленных при жизни грехов.

Считается, что священник может сократить срок пребывания грешника в чистилище, вознося за него молитвы.

Таинство миропомазания (конфирмация) совершается, как правило, епископом, причем не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет. Для причащения используют пресный, а не квасной (как у православных) хлеб.

Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов виновен в прелюбодеянии.

К отличительным чертам католицизма относится также почитание различных реликвий, многочисленные культы мучеников, блаженных и святых и экзальтированное почитание Мадонны (Богоматери). В 1854 г. католическая церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. — догмат о ее телесном вознесении, в соответствии с которым Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В богослужении используется, кроме пения, также инструментальная музыка, прежде всего орган. До недавнего времени богослужение могло совершаться только на одном из «мертвых» языков — латинском, древнегреческом или древнееврейском (практически это всегда был латинский). II Ватиканский собор (1962—1965 гг.) разрешил службу и на современных национальных языках.

К числу праздников, отсутствующих в православии, относятся дни «Тела Христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия девы Марии» и др.

Начиная с IV в. в западной церкви устанавливается особый порядок отпущения грехов. Первоначально церковные наказания состояли в публичном покаянии и временном исключении из общины — как правило, на год. На Никейском соборе (325 г.) епископы получили право сокращать период наказания для тех отлученных, чье чистосердечное раскаяние было доказано и не вызывало сомнений; особое значение придавалось «добрым делам», которые совершал оступившийся христианин.

Западное духовенство истолковало идею об искуплении греха как право церкви требовать компенсацию за грех. Ошибка заключалась в том, что на церковную почву был «пересажен» древний правовой обычай, согласно которому пострадавшая сторона отказывалась от мести, если причиненное зло искупалось каким-либо добровольным деянием (Bussa) или денежной вирой, эквивалентной тяжести преступления и статусу истца. С конца VII в. клирики стали определять наказание при помощи т. н. исповедных книг, содержащих таблицы замен церковных наказаний (например, поста — его денежным эквивалентом). Появилось и право замены лиц при покаянии, то есть фактически право найма лиц, которые «отрабатывали» эпитимию за наймодателя.

За соответствующую сумму можно было получить прощение будущих грехов, помилование для грешников, страдающих в чистилище, и даже полное очищение от всех грехов. В XIII в. право полного прощения грехов (indulgentiae plenariae), наиболее выгодное в коммерческом плане, становится прерогативой папы; взымание «платы за грех» превращается в разновидность налога.

Стараниями философов-схоластов было создано учение о «сокровищнице переизбыточествующей благодати» [opera superrogat/onis), согласно которому деяния Христа, Богоматери и святых, а также «сверхдолжные» подвиги благочестивых христиан создают «запас» благодати, находящийся в распоряжении церкви и позволяющий ей отпускать грехи достойным. В начале XVI в. папа Лев X для покрытия издержек своего двора (в связи с постройкой собора Св. Петра) наложил контрибуцию почти на всю Европу, что стало одной из главных причин «протестантской революции», охватившей весь католический мир и разделившей западный мир на католическую и протестантскую зоны.

Протестанты

Первая волна реформаторского движения возникла в Англии. Английские «лолларды» («бедные священники»), проповедовавшие учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320—1384), выступали за возврат церкви к евангельским идеалам. Они требовал подчинения церкви светской власти, протестовали против поборов римских пап с Англии, подвергали сомнению право духовенства отпускать грехи и выдавать индульгенции, отстаивали приоритет Библии перед Священным Преданием. Преемником английского богослова стал профессор Пражского университета Ян Гус (1369—1415), призывавший церковь отказаться от богатства и от продажи индульгенций.

Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора стало толчком для массовых волнений в стране, вскоре переросших в мощное национальное движение. Пять крестовых походов против мятежников потерпели поражение, и в 1433 г. Базельский собор заключил соглашение с умеренными гуситами, названными впоследствии «чашниками» (в обмен на их лояльность к церкви собор даровал мирянам право причащаться не только хлебом, но и вином).

Борьбу за преобразование церкви и пересмотр некоторых положений вероучения продолжила более радикальная гуситская группировка — табориты (от «Табор» — название города, основанного реформаторами на горе). Табориты отвергали догматы о чистилище и пресуществлении, учение о заступничестве святых, отказались от почитания икон и мощей, от роскоши в богослужении, отстаивали принцип веротерпимости. Несмотря на поражение таборитов в 1434 г. в битве против объединенных сил католического дворянства и «чашников», движение набирало силу и в XVI в. достигло кульминации.

В 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546), протестуя против продажи индульгенций католическими священниками, обнародовал свои знаменитые 95 тезисов. В них осуждалась торговля «небесными сокровищами» и выдвигался принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина; отвергались вероучительные положения о чистилище, о молитве за умерших и о спасении заслугами святых. Впоследствии Лютер высказывался также против папской власти, оспорил идею об особой благодати духовенства и его посредничестве в спасении, призывал упростить и удешевить богослужение и подчинить церковь светской власти.

Если Лютер возглавлял умеренное направление немецкой Реформации, соответствующее интересам бюргерства и части дворянства, то крестьянство и городская беднота объединились под началом Т. Мюн-цера (1490—1525), выразившего в учении о «Царстве Божием на земле» мечту простонародья о социальной справедливости.

В Швейцарии центрами Реформации стали города Цюрих и Женева, где трудами У. Цвингли (1484— 1531) и Ж. Кальвина (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковной жизни.

В результате движения Реформации часть католического мира стала протестантской. Однако протестантизм во многом оказался «лекарством хуже болезни». Междоусобная война, последовавшая за расколом, опустошала целые провинции и поглощала огромное количество «солдат креста» с обеих сторон. Протестанты были так же мало расположен-ны к религиозной терпимости, как и католики. Если католикам всюду мерещился призрак ереси, то протестанты видели свое призвание в беспощадном истреблении ведьм. Об уровне гуманности протестантов можно судить хотя бы по такому высказыванию М. Лютера: «Одержимый ребенок должен быть брошен в реку и излечен или утоплен».

Протестантов объединяет отказ признать главенство римского папы и привилегии духовенства, в том числе право отпускать грехи и выдавать индульгенции; отказ от поклонения святым иконам и мощам, от молитвы за умерших и т. д. С точки зрения протестантов, всем крещенным по вере равно дается благодать; каждый вправе свободно читать и толковать Библию, общаясь с Богом «без посредников». Рядовые члены протестантских общин могут играть активную роль в церковной жизни и участвовать в выборных руководящих органах.

В северных немецких княжествах в хпде Реформации оформились лютеранские, или евангелические, церкви. Вероучение лютеран базируется на Апостольском и Никео-Константинопольском символе вере, катехизисе М. Лютера, «Аугсбургском исповедании» и «Книге согласия». В лютеранских кирках нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь; признаются таинства крещения и причащения, а также посвящение в духовный сан (ординация). Литургия совершается в соответствии с книгой «Немецкая месса и последование богослужения».

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет общеобязательного символа веры; единственным источником вероучения является Библия, при этом признается авторитет таких богословских трудов, как «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина, «Церковные установления», «Женевский катехизис» и др. Кальвинисты отказались почти от всех внешних атрибутов веры (иконы, свечи, крест и др.). Богослужение включает проповедь (центральный элемент), а также пение псалмов и молитвы. Крещение и причащение сохранены в качестве символических обрядов.

Главным вероучительным нововведением кальвинизма стала идея о предопределении, согласно которой часть людей предызбрана Богом ко спасению, а часть — к погибели. Кальвин учил, что человек во всякое время находится на службе у живого Бога и несет ответственность за предоставленные Богом дары — время, здоровье, собственность. Поэтому важно не столько покаяние, как у лютеран, сколько энергия в достижении жизненного успеха. Кальвинист верит, что преуспеяние может являться свидетельством возможной избранности.

В православии учение о предопределении (в известном смысле снимающее с человека моральную ответственность за его поступки) осуждается:

«Стремление к наработке земных богатств стало массовым... вследствие перемен, произошедших в христианском богословии... в кальвинистско-лютеранских кружках возникла вера в предопределение: Бог до создания мира решил, кого спасет, кого погубит... И, значит, богатство есть знак благочестия и близости к Богу... Так людям была предложена религиозная мотивацию к тому, чтобы больше зарабатывать. Не могу назвать эту жуткую идею евангельской» (А. Кураев).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Христианство

News image

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Св. Варфоломей, апостол. Праздник

News image

Filed Under ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ I век; в Эптернахе и Камбраи его день празднуется 25 августа (Epternach, Cambrai), в Персии – 13...

Св. Бернард, авва и учитель Церкви, Память

News image

Август 20, 2009 — cc74 Святой Бернард Также известен как Сладкозвучный Учитель Церкви; Последний из Отцов Святой Церкви Биография Французский аристократ. В возрасте 22 ле...

Таинство Покаяния

News image

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са...

Русское старообрядчество сегодня ( 21.05.05)

News image

Боярыня Морозова. Худ. В....

Аскеза и капитализм

News image

Прежде всего надо отметить, что капитализм не является продуктом Реформации уже потому, что некоторые капиталистические формы гораздо старше её. Вебер, ст...

Организационная структура и пропагандистский аппарат ка

News image

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Согласно Данным (обьино преувеличенным) западной печати, в се...

Иван Степанович Проханов

News image

Проханов Иван Степанович (1869–1935) — религиозный и политический деятель. В 1908—1928 руководитель Всероссийского союза евангельских христиан. Основатель христианско-демократической партии “Воскресение” (1...

Пенсильвания и квакеры

News image

Квакеры появились в Бостоне в 1656 году, но вскоре обнаружили, что пуритане Новой Англии им не рады из-за их идеи о ...

Отношение к властям

News image

Адвентисты во всех странах мира практикуют Евангельский принцип: всякая власть от Бога. Поэтому каждый верующий призывается считать своим долгом честно от...