Христианское богословиеКонкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до... |
ХристианствоХристианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св... |
Убеждения представителей современных направлений в христианстве |
О христианстве - Христианство | ||||||||||
Направления в христианстве, которые принимают догмат о Троице, утверждают, что Бог един по Своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Однако между этими направлениями существуют разногласия относительно природы (сущности) Иисуса Христа. Догмат о божественности Христа закреплен на Никейском соборе, после чего христиане начали спорить о природе этой божественности. Расскажем немного об основных направлениях в христианстве и об обстоятельствах появления каждого из них и существующих между ними различиях. Православие К этому направлению принадлежат последователи Восточной (греческой) церкви. Православные христиане есть в России и Греции, где они составляют большинство верующих, а также в Сербии, некоторых районах Азии, в Египте и Эфиопии. У них есть четыре главных церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. У каждой из них свой патриарх. После пятого Вселенского собора, состоявшегося в 879 году, в Константинополе православная церковь разделилась на две части: Египетская и Константинопольская (ромейская, греческая). Убеждения православных христиан полностью совпадают с постановлениями Никейского собора и посланиями Афанасия, который возглавил папство в Александрии и после Никейского собора. Ипостаси у православных Православные считают, что ипостаси – это проявления (лица) Бога, сущность которого едина. То есть Отец есть Сын, и Он же – Святой Дух. Коптский священник Григорий говорит о Троице в православии: «Христиане веруют в Одного Единосущного Бога, имеющего три ипостаси. То есть сущность Бога одна и едина, а под Троицей подразумеваются три ипостаси, каждая из которых имеет свои особенности и свойства. Посредством ипостасей существует Сущность Бога. Единый Бог – источник и основа бытия. Поэтому Он – Отец, ибо “отец” – возвышенное слово, употребляемое в данном случае в значении “корень, источник, основа”. Единый Бог – это Высший разум. Он проявляется через Христа. Поэтому Христос был Словом, ибо Слово – воплощение Разума. Разум невидим, однако он проявился в Слове. Бог это и Сын тоже – не в том смысле, который вкладывается в это понятие в человеческом мире. Он является видимым образом невидимого Бога. Бог – это и Великий Дух. Он – отец всех духов (душ), и поэтому Он – Святой Дух, потому что Бог Свят[2]». А епископ Савелий говорит о Боге: «В Ветхом Завете Он предстает как Отец, в Новом Завете – как Сын, а в основании Церкви – как Святой Дух». На вопрос о том, почему же Единому Богу даются разные имена священник Тауфик Джаййид отвечает: «Именование Троицы Отцом, Сыном и Святым Духом считается божественными глубинами и небесными тайнами, о которых мы не имеем права рассуждать и сущность которых мы не можем анализировать и присовокуплять к ним свои представления и идеи…» А поскольку ипостаси суть три лица одной сущности, Ясин Мансур говорит, что «ипостаси – это три различимые, но неотделимые друг от друга личности, равные и не поддающиеся воображению». Афанасий также говорит о равенстве ипостасей: «Нет среди них большей и меньшей, первой и последней. Они равны в сущности Бога, равны по силе и величию». Основные отличия убеждений православных от убеждений представителей других направлений христианства: - Православные верят, что Бог – это Сын, и что Он – Святой Дух. - Константинопольская православная церковь утверждает, что Сын (воплотившийся Бог) ниже уровнем, чем Бог невоплотившийся. Епископ Апполинарий говорит: «Три ипостаси, которые присутствуют в Боге, неравноценны. Дух велик. Сын – еще более велик, чем Дух. А Отец еще более велик, чем Дух и Сын. Это потому, что Отец обладает ничем неограниченным могуществом и сущностью; Сын обладает ограниченным могуществом, но неограниченной сущностью, а Дух обладает ограниченным могуществом и ограниченной сущностью». - Египетская церковь считает, что у Христа была одна природа – божественная. Между тем православные России и Европы (Константинопольская церковь) считают, что у Христа было две природы, объединенных в одну. Последний догмат был закреплен Халкидонским собором в 451 году. Однако Египетская церковь не признала этого постановления, тогда как Константинопольская церковь, утверждающая о соединении в Христе двух природ, приняла его. Кирилл Александрийский сказал: «Мы верим в две природы, объединенные в одну, и мы говорим: одна природа для воплощенного Слова». - Православные христиане верят, что Святой Дух произошел только от Отца. Православные христиане признают семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Католицизм Католики являются последователями Западной (Римской) церкви, которую возглавляет Папа. Резиденция Папы находится в Риме (Ватикан). Название «католицизм» происходит от латинского слова «католикос», означающего «всеобщий, всемирный». Последователи католицизма есть во всем мире. Особенно много их в Европе. Католическая церковь откололась от основной Церкви после долгой религиозно-политической борьбы, корни которой уходят в пятый век нашей эры. Император Феодор разделил Империю между двумя своими сыновьями. Акадию досталась восточная часть со столицей в Константинополе, а Нурию – западная, со столицей в Риме. С тех пор между двумя центрами шла борьба. В 451 году после Халкидонского собора отделилась Египетская церковь – первая православная церковь, поскольку она считала, что у Христа была одна природа, а собор постановил, что у него было две природы и две воли. А после четвертого Константинопольского собора в 869 году и пятого в 879 году отделились остальные восточные церкви из-за того, что западники упорно считали, что Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе. Ипостаси у католиков «Канон Священной Книги» характеризует убеждения католиков и протестантов относительно Троицы следующим образом: «Священная Книга представляет нам три личности, которые считаются личностью Бога… Личности отличны друг от друга… Троичность (Троица) в природе Бога не временная и не кажущаяся. Она вечная и реальная. Троица не значит три Бога, ибо эти личности – одно… Три равные личности». Католики считают основой Троицы три личности, или три сущности, у каждой из которых свои задачи. Все они возвращаются к единой сущности, существование которой изначально и бесконечно. Католики считают, что у каждой ипостаси своя «специальность». Бог-Отец сотворил мир и оберегает его. Бог-Сын – искупитель людских грехов и спаситель человечества, а задача Святого Духа – утверждать сердце человека в Истине и осуществлять его новое духовное рождение. Ниже перечислим основные различия между католической церковью и православной (Египетской): - Католики верят, что у Христа было две природы и две воли: божественная и человеческая. То есть он был совершенным человеком и совершенным Богом. В нем Сын соединился с человеческой природой Христа. - Отец, Сын и Святой Дух – существующие изначально и вечно ипостаси Бога, и с телом Христа соединилась только одна ипостась – Сын. - Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе, и он равен и Отцу, и Сыну. - Души грешников не попадут в Рай до тех пор, пока не очистятся в чистилище – маленьком Аду. Лишь после этого они смогут войти в Рай. - Молитвы священников избавляют души грешников от наказания. Из этого догмата и родилась идея о продаже индульгенций, которую одобрил двенадцатый Вселенский собор в 1215 году. - Догмат о непогрешимости Папы Римского и признании его наследником власти Петра, которой наделил его Иисус. - Католики обожествляют Марию, называя ее Богородицей и Обреченной Богу, и обращаются к ней с мольбами и посвящают ей некоторые молитвы. Католики признают семь таинств. Они закреплены Тридентским собором в 1547 году. Католицизм разрешает поклонение образам и иконам. Протестантизм Название происходит от латинского «протестанс» – «публично доказывающий». Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 века. Этому предшествовало несколько протестов против действий Пап, которые возмутили благочестивых верующих. Стоит рассказать подробнее о призывах к реформам, которые возникли в Европе и привели к появлению протестантизма. К реформам призывали несколько движений, которые зарождались, а затем теряли силу на протяжении нескольких веков. Главными из них были движение вальденсов и катаров, а впоследствии, в 13 веке – движение монашеского братства, которое призывало к простоте и защите церкви от ереси, а также укреплению папства путем искреннего следования и служения ему. Однако в конце концов они впали в то, от чего так долго предостерегали. Предводители движения разбогатели, и богатство развратило их. Последствия оказались весьма печальными. В начале 16 века появился Мартин Лютер, немецкий священник. Он отправился паломником в Рим, чтобы снискать благословение Папы. Он представлял себе идеальную картину: праведность, богобоязненность, нравственная чистота… Однако то, что он увидел в Риме, резко отличалось от этой прекрасной картины. Он воскликнул: «Это не религия Иисуса!» Вернувшись в Германию, он начал призывать к реформам. Он резко осудил индульгенции как явление и назвал их обманом. Его сподвижников и последователей называли «протестующими», то есть протестантами. Призывы Лютера оказали сильное впечатление на француза Кальвина, который родился в 1509 году, а потом и на швейцарца Ульриха Цвингли. Кальвин создал церковь протестантов. У протестантского движения появилось множество последователей в Германии, Америке, Шотландии, Норвегии и Голландии. Протестанты близки к католикам, однако есть и отличия. Перечислим важнейшие из них: - Вера в то, что только Священная Книга (а не Папы) является источником христианства. Однако они не соблюдают ее постановления кроме как в вопросе об индульгенциях и непогрешимости Папы. - Священную Книгу разрешается читать каждому, и у любого человека есть право понимать ее по своему, не опираясь на толкования Пап. - Непризнание семи апокрифических посланий. Признание еврейского Ветхого Завета вместо греческого. - Непризнание власти Папы и его права прощать грехи, а также некоторых обрядов, признанных католической церковью, например, пресуществление во время Тайной вечери, иконы, обожествление Марии, муки в чистилище и таинства церкви. - Благие дела являются плодами веры, и они не являются непременным условием для спасения. - Каждая протестантская церковь обладает полной независимостью. - Запрещение читать молитву на непонятном языке, вроде ассирийского и коптского. Ее должны обязательно читать на языке, который понимают молящиеся. - Запрещение монашества: священники должны вступать в брак. Протестанты считают это необходимым условием для успешного реформирования Церкви. Святой Дух исходит от Отца и Сына, а у Христа две природы и две воли (в этом вопросе протестанты согласны с католиками). Из книги “Бог Единый или Троица” Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар
История Христианства
Литература: |