Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Христианство - Христианский культ

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Христианский культ
О христианстве - Христианство

христианский культ

Христианский храм

Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра (X в.), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потустороннее становится посюсторонним, смысл сходит во всякий предмет и Бог воплощается в человека.

Своды алтаря и потолок символизируют два уровня неба; лампады и свечи — неземной Свет. Алтарный престол означает место Гроба Господня, апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, и пещере, где он был погребен. Даже священнослужители приобретают в литургии символическое значение: архиерей — это образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы и т. д.

Алтарь — самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой (в католических храмах — также скульптурой). В алтарь ведут три двери, расположенные в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них — северные врата, справа — южные. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории. Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом, можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий и др.).

Незадолго до падения Византии епископ Фесса-яонийский Симеон писал: «А в высшем смысле храм Божий — мы сами. И ради нас в нем сии вещи чувственные, которые изображают нас».

В структуре храма запечатлен главный символ христианства — крест. В Римской империи деревянное сооружение в форме креста служило для казни преступников из числа рабов и других лиц низкого происхождения. В христианстве крест из орудия позорной смерти превратился в символ спасения и вечной жизни.

Крест — древний универсальный символ, знакомый едва ли не всем цивилизациям прошлого. Его можно обнаружить в религиях Месопотамии, Египта, Китая, Индии, Греции, Рима и др. Крест означает пересечение четырех стихий, единство противоположных начал, соединение духа с материей (дух выражен вертикальной линией, материя — горизонтальной), олицетворял человека, способного к бесконечному развитию как в горизонтальном, так и в вертикальном планах.

Среди раннехристианских символов (рыба, хлеб, агнец и др.) знак креста не встречается. Культ креста был установлен и введен в богослужение в IV в. Согласно легенде, Константин I стал императором именно благодаря кресту. Собираясь в поход против Максенция, захватившего римский престол, Константин ждал знамения. И тогда в небесах возник образованный лучами огромный крест с надписью «Сим победиши» («Этим победишь»).

С V в. кресты украшают церковные апсиды и возводятся на крышах храмов; появляются изображения Христа, распятого на кресте. С XI в. кресты ставятся на алтаре и включаются в символику верховной светской власти (на диадемах монархов, на монетах, в гербах и т. д.).

Богослужение

Главное христианское богослужение — литургия. Ее смысловым центром является таинство евхаристии, в которой Христос предстает в двойном аспекте — как Бог, которому возносится жертва, и как жертва, приносимая за грехи мира. Христианин, «причащающийся Тела и Крови Христовых», становится единокровным Христу, «врастает во Христа». «Уже не я живу, но живет во мне Христос», — пишет апостол Павел (Гал. II, 20).

Каждая часть литургии воспроизводит главные события новозаветной истории — рождение Спасителя в Вифлиеме, выход его на проповедь, крестные страдания и смерть, положение во гроб и т. д. Вся церковь, земная и небесная, включается в литургическое действо. Участники мистерии символизируют небесные силы в их «великом и страшном» служении (о чем поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие...»), а храмовые иконы и распятия мистически соединяют горний и дольний миры.

Всякое богослужение совершается в «воспоминание» («анамнезис») о Христе. Это особое, вневременное воспоминание, когда душа человека устремляется в прошлое и настоящее, в будущее и вечно длящееся. Так в анамнезисе литургии, приписываемой апостолу Иакову, «вспоминают» второе пришествие Христа, «когда Он придет со славою судить живых и мервых».

Словесная часть литургии облечена в напевно-мелодическую форму.

«Мне кажется,— писал Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа».

Сходную мысль высказывает Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

Основные литургические песнопения сложились в глубокой древности. В I в. уже существовало антифо-нальное пение и евхаристическая молитва; позднее появились «Святый Боже...», «Символ Веры», «Единородный Сыне...» и другие молитвы.

Антифон — это песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно: вначале правым клиросом, затем левым. Такое исполнение впервые было благословлено Игнатием Богоносцем, после того, как тот, согласно легенде, услышал звучание ангельских хоров, славивших Триединого Бога.

В католических церквях богослужения совершаются по латинскому обряду. Официальный ритуал Римско-католической Церкви был принят на Тридент-ском соборое (1545—1563 гг.) и модифицирован папами Пием X и Пием XII, а позже закреплен II Ватиканским собором в конституции «Sacrosanctum concilium» (1963 г.). Последний документ разрешает проведение литургий на национальных языках, использование не только органа, но и других музыкальных инструментов и т. д.

Икона

Невыразимое

Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Наиболее древние из сохранившихся изображений относятся к катакомбной живописи.

В катакомбах — лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших, — первые христиане спасались от преследования властей. В окрестностях Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии были построены целые подземные города, в которых коридоры с погребениями располагались друг над другом в несколько этажей. Этот особый мир был для христиан и церковью, и марти-рием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб покрывала роспись, здесь горели факелы, а через луминарии — отверстия в потолке — проходил дневной свет.

Первые христианские живописцы должны были разрешить сложные проблемы. Как изображать Христа и Богородицу? Ведь их облик каждый представлял по-своему. Каково назначение изображений? Язычники полагали, что бог может вселиться в собственную статую, но христиане называли такие статуи идолами, поскольку считали, что Бог незримо пребывает повсюду.

На оба эти вопроса был найден ответ. Христа, Богоматерь и других персонажей христианского пантеона стали изображать символически, что исключало вопрос о достоверности изображения. В живописи использовали сюжеты и художественный язык античности, однако фигуры божеств приобретали новый, иносказательный смысл. Например, образ Психеи мог обозначать христианскую душу, а песнопевец Орфей — Христа. Спасителя изображали и как юношу-пастуха, Доброго Пастыря, поскольку в Евангелии от Иоанна Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Образы должны были только напоминать об оригинале, но не замещать его. Ранним христианам напоминали о присутствии Бога образ Богоматери с Младенцем, сцены евангельских чудес или изображения самих молящихся в виде фигур с воздетыми к небу руками (их называли орантами, от греч. «оранс» — молящийся»). Пальмовая ветвь, атрибут императорского величия, означала райское блаженство; го-Лубка с оливковой ветвью символизировала душу, якорь — надежду на спасение в вечной жизни.

Существовала и еще одна трудность. Как изобразить обитающий в теле дух? Как передать внутреннюю, духовную красоту посредством изображения плоти? Необходимо было найти совершенно особый способ письма, и тогда христиане обратились к античному надгробному портрету. Эти портеры были строгими и скорбными. Они представляли свои модели как бы пребывающими по ту сторону земной жизни. Серьезные, сосредоточенные лица, взгляд, устремленный вдаль, плоскость и схематизм форм — все подчеркивало отрешенность персонажей от мирских забот, возвышало личность в глазах зрителя. Самые ценные в художественном отношении портреты были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм и получили название фаюмских (в московском Государственном музее изобразительных искусств хранятся два шедевра фаюмской портретной живописи — «Пожилой римлянин» и «Юноша в золотом венке»).

Общие принципы изображения, выработанные в период «катакомбного» христианства, были восприняты и творчески переосмыслены византийскими иконописцами. В культовом искусстве Византии и других православных стран икона стала ведущим жанром. Особого расцвета достигла культовая живопись на Руси, где в течение XIII—XVI вв. возникло целое созвездие ярких национальных школ. В странах Западной Европы икона оказала значительное влияние на искусство, но в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой.

Иконы выполнялись в техниках энкаустики, мозаики, темперы, масла (с XVIII в.), на деревянных досках или холсте, реже на металлических пластинах. Древнейшие сохранившиеся иконы относятся к VI в. Первоначально они представляли собой портреты святых и других персонажей христианского пантеона; с X—XI вв. появляются сюжетные композиции.

Византийские мастера выработали систему приемов, позволяющих передать сверхчувственное содержание в форме «телесных» образов. Фигуры помещались на условном (нередко «золотом») фоне и были лишены объема. Трехмерное пространство отсутствовало, большое значение приобретали пропорции и ритм, выразительность линий и цвета. Традиционные для античного искусства изящество формы и благородство образов часто дополнялись чертами фольклорной эстетики — простодушной поэзией сказки, цветовой яркостью.

Первый известный по имени русский иконописец — св. Алимпий (Киев, XII в.), а самые ранние русские иконы сохранились в новгородском соборе Св. Софии. Иконопись Древней Руси отличается чистотой линий, выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла, оттеснив на второй план традиционные для Византии мозаику и фреску. Именно на русской почве постепенно сложился многоярусный иконостас.

Создание иконы

На доску с выбранным углублением (ковчегом) наклеивается паволока — матерчатая основа, на нее наносится левкас — меловой или алебастровый грунт. Далее на высушенный и отшлифованный грунт переводится рисунок. Следующий этап — позолота фона и нимбов. Живописная работа начинается с роскрыши — перекладки основных тонов.

Вначале краска (яичная темпера на натуральном пигменте) накладывается на фоны, а затем прописываются элементы пейзажа, растительность (травы), строения (палаты), одежда персонажей. Контуры ликов и обнаженные участки тела заполняются темным тоном, после чего следует повторная обводка контуров рисунка. Следующий этап — пробелка и охрение ликов, то есть высветление выпуклых частей изображения. Проработка лика завершается наложением оживок — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряженных участках изображения. Заключительный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, связывающей изображение с пер-, вообразом. Живописный слой иконы покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

Создание иконы — это не только трудоемкий и длительный процесс, требующий мастерства и знаний иконописного канона, но и священный ритуал. Прежде чем приступить к работе, иконописец молится и постится, и тогда священный образ является ему, проступая на иконе. Задача художника состоит только в том, чтобы помочь иконе «раскрыться».

Работая над изображением, мастер последовательно воспроизводит этапы акта творения мира, созданного Богом за семь дней. Первым на иконе появляется свет (фон), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., и, наконец, проступает лик человека. Последний этап — покрытие иконы олифой, что рассматривается как аналог обряда елеопомазания.

Материалы, используемые иконописцем, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) миры. В создании иконы помогают также стихии — огонь, вода, земля и воздух.

«Не сотвори себе кумира...»

В 730 г. император Лев III Исавр запретил культ икон, и в византийской религиозной жизни начался период иконоборчества (иконоклазма). Результатом стало уничтожение тысяч икон, а также бесценных мозаик, фресок, статуй святых, расписных алтарей и витражей во многих храмах империи. Эдикт о запрете икон появился под давлением малоазийского духовенства еврейского происхождения, для которого было естественным воспринимать изображение человека как грех. Иконоборцы называли иконы идолами, а иконопочитание — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветный текст, который прямо гласит: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху...» (Исход, 20, 4—5). Противники икон доказывали, что Бог неизобразим, поскольку безмерно превосходит скромные возможности человеческого восприятия. Художник, рисующий Бога в Его земном обличье, вынужден разделить надвое Его божественную сущность и ограничиться изображением тела, то есть впадает в злейшую ересь.

Иконоборчество нашло поддержку только у части верующих. Когда иконоборцы попытались уничтожить в Константинополе чтимую икону Христа, они были растерзаны толпой. В ответ начались казни иконопочитателей.

В 754 г. иконоборчество было одобрено Константинопольским собором, который подчинился указанию Константина V Копронима, убежденного врага икон. В то же время в арабском городе Дамаске сложился мощный центр сопротивления иконоборчеству. Там на службе у халифа находился образованный и знатный христианин Иоанн-Мансур, впоследствии получивший прозвище Дамаскин. Он сумел одержать идеологическую победу над иконоборцами, разработав теорию священного образа.

Аргументация Дамаскина заключалась в следующем. Бестелесное и невидимое изображать можно, но в символическом или аллегорическом виде. Тем более необходимо изображать то, что происходило в земной жизни — сцены, описанные в Евангелиях, эпизоды из жизни святых. Нельзя изображать Бога-Отца, поскольку никто Его не видел, но следует писать на иконах Христа и Богородицу — в том виде, какой они имели на земле. Изображения очень важны: они напоминают о священных событиях, вызывают желание подражать их героям, возвышают душу и побуждают человеческий ум к духовному созерцанию. Иконы украшают храм, место земного пребывания Господа, и заменяют книги неграмотным. Поклонение относится не к самой иконе и не к искусству художника, а к «первообразу», о котором она напоминает. При этом защитник икон уточнил: икона — не картина, а священный предмет, которому дана божественная благодать ради изображенного на ней святого. Поэтому икона, не будучи идолом, способна творить чудеса.

Согласно церковному жизнеописанию Иоанна Да-маскина, однажды чудо произошло и с ним. Халиф, заподозривший Иоанна в измене, приказал отсечь тому кисть правой руки. Иоанн, сотворив молитву Богоматери, приложил отрубленную кисть на место, и наутро она приросла. В честь чудесного исцеления Иоанн заказал художнику икону, к которой прикрепил серебряное изображение исцеленной руки. «Богоматерь Троеручица» — до сего времени одна из самых почитаемых в православии икон.

В 787 г. состоялся новый Никейский собор, который утвердил догмат иконопочитания, отменив решение предыдущего собора. В начале IX в. поднялась вторая волна иконоборчества: решения собора 787 г. были отменены, а решения собора 754 г. — вновь признаны.

В 843 г. иконопочитание было торжественно восстановлено при поддержке императрицы Феодоры, вдовы императора Феофила. Это событие отмечается православной церковью в первое воскресенье Великого поста (Торжество Православия).

Иконоборческие периоды были и в истории западной церкви, в частности, в эпоху Реформации. Особенно близки идеи иконоклазма кальвинизму.

Почитание святых

Христиане почитают святых — людей, прославившихся праведностью, подвижническим служением церкви и Богу и т. д. Культ святых продолжал, в переосмысленном виде, эллино-римскую традицию почитания героев, что способствовало успеху распространения христианства среди язычников. Поклонение святым было узаконено в IV в. двумя поместными соборами, и в том же веке церковные писатели (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский) создали ряд произведений в защиту культа святых. Часть духовенства вела энергичную борьбу против нововведения, доказывая, что оно вносит в христианский культ элемент многобожия. Победила другая точка зрения: 7-й Вселенский собор (787 г.) объявил анафему всем отказывающимся от почитания святых. Утверждая культ святых, богословы ссылались на сказанное Христом: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Матф. X, 40). Таким образом, почитание святых, начиная с апостолов, понимается как поклонение Христу в образе его верных слуг.

Первые христиане избегали эпитетов sanctus, sanctissimus — возможно потому, что слово sanctus часто употреблялось в языческих надписях, которым церковь не хотела подражать. Вместо названия «святой» {sanctus) при имени почитаемого лица писали: dominus, domina (возможно, в значении «мученик», «мученица»).

Первоначально отдельные христианские общины имели своих святых, позднее введение нового культа стало происходить централизованно. К лику святых причислялись мученики, пострадавшие за веру, подвижники, служители церкви, включая пап (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (Борис и Глеб, Владимир Святославич, Александр Невский и др.) и государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.).

Мартин Лютер и другие идеологи Реформации отвергли почитание и призывание святых, считая, что их посредничество отдаляет верующих от Христа, подобно тому, как здесь, на земле, члены церковной иерархии отдаляют христиан от Бога. Протестанты видят в почитании святых унижение заслуг Иисуса Христа — единственного ходатая между Богом и людьми.

Посты

Пост означает воздержание от некоторых видов пищи в периоды, установленные церковным календарем. Значение поста состоит том, чтобы христианин, ограничивая на время потребности своего тела, отвлекся от «жизни плоти», освободил свой ум от мирских помыслов и очистил душу от греха. Наиболее продолжительные посты предваряют главные церковные праздники. В ожидании торжественного события верующий сосредоточивается на его сакральном значении и как бы духовно проживает события, которые будут символически воспроизведены в период праздника.

Для православия традиционны строгие и продолжительные посты, в католицизме их число незначительно. Пост не обязательно должен быть привязан к какому-либо празднику. Христианин может, получив благословение у своего духовника, установить пищевые ограничения только для себя, например, чтобы искупить совершенный грех или внутренне подготовиться к исполнению ответственной миссии (например, к созданию иконы).

Длительный и суровый пост, если он сочетается с праведным поведением и твердостью в вере, особенно ценится в монашеской среде. К числу «великих постников» относятся почитаемые в православии Антоний Великий, Макарий Египетский, Ефрем Сирин и др.

Православная церковь придает посту чрезвычайно важное значение. В отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Наряду с четырьмя многодневными постами (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), существует и множество однодневных. Некоторые категории людей (например, беременные и кормящие женщины, больные и др.) могут быть освобождены от поста или соблюдать его в более мягком варианте. С наступлением поста прекращается употребление продуктов животного происхождения (мяса, молока, яиц и т. д.), хотя допускается иногда есть рыбу, а в масленичную неделю — молочные продукты. После окончания поста наступает период «разговения», или «мясоед».

Великий пост начинается за четыре седмицы (недели) до дня воскресения Христова. Наиболее суровые ограничения соблюдаются в последнюю, Страстную, седмицу, а в Великую пятницу (день, когда был распят Христос) нельзя ничего не есть до вечера, точнее — до момента погребения плащаницы Господней. По субботам и воскресеньям, кроме субботы на страстной неделе, разрешено употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Однодневные посты, на которых вспоминаются страдания и смерть Христа, соблюдаются по средам и пятницам целый год. В эти дни (если они не приходятся на праздники), можно есть только растительную пищу без растительного масла.

Соблюдаются также три однодневных поста, связанных с Навечерием Богоявления (Крещенским сочельником), Усекновением главы святого Иоанна Предтечи и Воздвижением Креста Господня, но в эти дни разрешается приправлять пищу растительным маслом.

Некоторые благочестивые православные по благословению своих духовников целый год по средам и пятницам воздерживаются от любой еды до трех часов дня (час, в который, по преданию, Иисус на кресте предал свой дух в руки Отца). Другие в подражание иноческому уставу соблюдают по понедельникам «ангельский пост» (каждый понедельник, в воспоминание дней творения, посвящен ангелам).

В прошлом пост соблюдался, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимья (обязанность искупить совершенный грех способом, указанным священником). Пост был особенно длительным и суровым, если епитимья налагалась на колдунов, раскаявшихся сектантов, а также лиц, недавно перешедших в православие.

Существовали также общественные («нарочитые») посты, к которым церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. Например, источники сообщают о всеобщем посте в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Богоматери. Эта традиция сохранялась вплоть до XX в.: во время «смуты» Первой мировой по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона православные дважды постились «миром».

Католический пост имеет два вида:

• воздержание от мясных продуктов (потребление рыбы и продуктов, содержащих животные жиры допускается);

• воздержание от мясных продуктов в сочетании с ограничением приемов пищи до двух раз в сутки.

Католики придают особое значение пятничному посту (о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан). Первый вид поста церковь рекомендует соблюдать во все пятницы года, кроме случаев, когда на пятницу попадает религиозный праздник. Второй вид поста соблюдается на страстной неделе дважды — в среду и пятницу. От поста освобождаются христиане моложе 21 года и старше 60 лет. Половые отношения в постные дни запрещены: «Тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды» (римский «Миссал»).

В соблюдении постов католики руководствуются апостольской конституцией «Paenitemini» (1966 г.). Согласно этому документу, местные епископские конференции могут менять сроки постов и формы их соблюдения, за исключение сорокадневного Великого поста — общекатолического периода покаяния.

Христианские праздники Литургический календарь

В православии главным христианским праздником считается Пасха. За ней следуют т. н. двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы:

21 сентября — Рождество Богородицы;

27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

7 января — Рождество Христово; 19 января — Крещение Господне; 15 февраля — Сретение Господне;

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;

19 августа — Преображение Господне;

28 августа — Успение Богородицы;

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье);

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне; 50-й день после Пасхи — День Святой Троицы (Пятидесятница).

8 католическом церковном календаре выделяются 5 основных периодов:

1) адвент (Рождественский пост) — с последнего воскресенья ноября до 25 декабря;

2) рождественский период — с 25 декабря (Рождество) до 2 февраля (Сретенье);

3) предпасхальный Великий пост;

4) пасхальный период (с пасхального воскресенья до дня Сошествия Святого Духа;

5) «рядовое время», для которого не предусматривается каких-то специальных правил поведения.

Иисусу Христу посвящено 14 праздников, Богородице — 16. Из праздников, посвященных Христу, половина совпадает с православными. К числу других относятся дни Тела Христова (празднуется в четверг после Троицы), Святого Сердца Иисуса (4 июля), Христа-Царя (последнее воскресенье октября) и др.; к числу торжеств в честь Богородицы — праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря). Существуют также обязательные и необязательные дни памяти святых и местные церковные праздники, отмечаемые поместными церквями.

Пасха

Первоначально странствующие западносемитские племена праздновали Пасху (песах) в связи с весенним отелом скота. Позднее, с переходом к оседлости и земледелию (XIII—XII вв. до н. э.), праздник стали отмечать в связи с началом жатвы, в честь которой из первых зерен урожая готовились пресные лепешки — опресноки («маца»), С развитием культа Яхве Пасха начала восприниматься как день памяти об «исходе» из Египта, а начиная с периода вавилонского плена древнейший религиозный праздник обогащается мотивом ожидания царя-избавителя — мессии.

В христианстве Пасха представляет собой сложную многоактную мистерию, воспроизводящую последние дни Христа, его смерть на кресте и последующее воскресение. I Вселенский собор (325 г.) принял решение о праздновании Пасхи в первое воскресенье после истечения недели со дня иудейской Пасхи. Сегодня этот праздник отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия (также при условии, чтобы она не совпадала с иудейской Пасхой), то есть в период от 4 апреля по 8 мая по н. с.

На Руси празднование Пасхи предваряет Масленица. Древние славяне посвящали этот праздник «проводам зимы» и переходу к весенним земледельческим работам. Первоначально Масленица включала комплекс магических обрядовых действий, но после крещения Руси праздник постепенно утратил культовое значение и превратился в шумное народное гулянье, с блинами и пирогами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях и т. д. Древние ритуальные акты (сожжение соломенного чучела, печение жертвенного хлеба, переряживание и т. д.) стали восприниматься как национальные обычаи.

Православная церковь, отчаявшись искоренить «языческий» праздник из русской жизни, включила масленичную неделю в состав пасхального комплекса, в качестве одной из седмиц, предваряющих страстную неделю.

Рождество Христово

Рождество, как и Пасха, имеет долгую языческую предысторию. В архаических аграрных культах к дням зимнего солнцестояния (21—25 декабря) приурочивали праздник рождения Бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни.

В первые века н. э. христиане не отмечали день рождения своего Бога, справляя лишь январский праздник «явления и крещения Христа». С середины IV в. церковь, стремясь обратить ко Христу многочисленных поклонников Митры, ввела Рождество в день празднования «рождения Солнца непобедимого», переосмысленного как «рождение Солнца Правды».

Первыми стали отмечать христианское Рождество прихожане римской общины, а первое упоминание о нем относится к 354 г. На Эфесском соборе 431 г. праздник был узаконен. На Руси он стал распространяться начиная с X в., сливаясь с древнеславян-ским праздником в честь духов-предков (Святками), отголоски которого долго сохранялись в рождественских святочных обрядах.

В католицизме в честь Рождества Христова служат три мессы — «Ангельскую», «Пастырскую» и «Царскую» — соответственно ночью, утром и днем. Первая посвящена предвечному рождению Сына от Отца, вторая — земному рождению Иисуса от Девы Марии, третья — мистическому рождению Бога в душе каждого верующего.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

News image

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по...

День святой Анны

News image

Святая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Святой апостол Андрей Первозванный

News image

Святой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Ск...

В чем сущность христианства

News image

Христианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Эт...

День святого Стефана

News image

Первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди хр...

Автокефальная церковь

News image

Автокефа льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) по...

Управление католической церковью

News image

Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у католической церкви есть глава - ри...

Реформация

News image

Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации По словам Энгельса, Реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против фе...

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах

News image

Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформа ционным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завер шилась 3 ...

КРАТКО О КАТОЛИЧЕСТВЕ

News image

Католицизм - это одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 го...

Молокане

News image

Молоканство— русская рационалистическая секта, образовавшаяся из секты духоборцев (см.) и удержавшая многое из ее учения и обрядов. основателем секты был Се...