Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Христианство - Христианство и глобализация

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Христианство и глобализация
О христианстве - Христианство

христианство и глобализация

Недавно в свет вышла новая книга, которая суммирует точку зрения Церкви на явление глобализации. На 100 страницах епископ Джампаоло Крепальди, секретарь Папского совета «Справедливость и мир», собрал большое количество цитат Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, касающихся этого мирового явления, а также дополнил их фрагментами из различных церковных документов.

Книга «Глобализация: христианская перспектива» была выпущена на итальянском языке. В ней сразу же отмечается, что до настоящего момента Церковь еще не выпускала общего документа по вопросу глобализации. Пока что представители Святого Престола выступали с речами и обращениями, посвященными этому явлению.

Однако нехватка специального документа, полностью посвященного глобализации, не значит того, что Церковь не обращает на это явление своего внимания. Во многих энцикликах делался акцент на всеобщих социальных принципах, которыми должна сопровождаться экономическая деятельность. Явление глобализации было затронуто в энциклике Иоанна Павла II «Centesimus Annus», вышедшей в 1991 году.

Глобализация затрагивает нашу повседневную жизнь, но в то же время динамику этого явления иногда крайне трудно проследить, отмечает епископ Крепальди во вступительном слове. Например, вызвано ли экономическое неравенство между различными континентами именно глобализацией, или причина этого кроется в том, что малоимущие страны не могут в достаточной мере стать частью глобализованного мира?

Осознание глобализации затрудняется еще и тем фактом, что сам процесс глобализации все еще продолжается, и его итоги пока еще не ясны. Однако более серьезная проблема кроется в нехватке возможностей управления этим процессом, и эта нехватка вызвана недостатком со стороны правительства этического видения управления.

Исходя именно из этой этической перспективы, Церковь вносит свой вклад в общество. Еще Иоанн Павел II отмечал, что сама по себе глобализация не хороша и не плоха, но ее воздействие зависит от решений, которые принимаются людьми. Поэтому этот процесс требует особой мудрости, а не просто некой эмпирической информации, отмечал Папа. Общая этическая основа управления явлением глобализации должна корениться в человеческой природе. Следует осознавать и антропологическую основу, так как это поможет избежать ошибок культурного релятивизма в отношении нравственных ценностей. Перед лицом глобализации Церковь напоминает миру о глобальности человеческой природы и о необходимости всеобщей солидарности между людьми.

3 ошибки

Епископ Крепальди подчеркивает и три ошибки, наиболее часто возникающие при анализе глобализации. Первая из них, своего рода экономический детерминизм, состоит в рассмотрении глобализации как некого необратимого процесса, который не оставляет человеку места для маневра. Мы осознаем свою беспомощность перед лицом изменений, над которыми мы не властны. Поэтому важно, чтобы международные организации и развитые страны не навязывали экономические изменения в жизнь развивающихся стран не принимая при этом в расчет местные нужды и трудности.

Церковь также призывает к соблюдению местных традиций и культур, не навязывая при этом глобализацию, основанную лишь на экономических критериях. Крайне важно, чтобы в процессе развития главным действующим лицом считался человек. Это требует полного соблюдения человеческой свободы, не принижая людей до уровня сугубо экономических инструментов.

В этом смысле глобализация видится не техническим процессом, а процессом, руководимым людьми. Экономические и технические процессы могут приблизить людей друг к другу, но не обязательно объединить их.

Второй ошибкой является возложение вины за все проблемы и социальные изменения на глобализацию, не проводя при этом анализа каждой ситуации. Влияния глобализации на множество аспектов нашей жизни нельзя отрицать, признает епископ Крепальди. Но он подчеркивает, что нельзя просто сваливать все беды современности на явление глобализации.

Множество стран выиграли от глобализации, но не обязательно, что обогащение одной страны должно осуществляться за счет обнищания другого государства. Трудности развивающихся стран зачастую происходят из целого комплекса различных факторов, при том, что не все они носят экономический характер.

Третья ошибка похожа на вторую и основывается на мнении, что весь мир уже глобализован. Тем не менее, существуют секторы экономической деятельности, которые так и не стали частью глобализованного общества.

Новая культура

Во избежание этих и других ошибок глобализация требует новой культуры, которая может сама ориентировать изменения. К этой «новой культуре» призывал Иоанн Павел II, который отмечал, что она состоит в осознании уже существующих позитивных культурных элементов и в предложении новых элементов культуры.

Это осознание необходимо во избежание видения глобализации как части постмодернистского процесса, в котором свобода возведена в абсолютную ценность, а место традиции и религий в жизни общества всячески отрицается. В этой связи Церковь предлагает культуру, основанную на христианском антропологическом видении, которое имеет своей целью созидание новой гуманности.

Вместе с собой глобализация принесла и повышенное внимание к основополагающим принципам социального учения Церкви, разработанным за последние несколько десятилетий. Такое понятие, как всеобщее благо, приняло новое значение и срочность в ходе дебатов, касающихся глобализации.

Церковь также подчеркивает важность принципов нравственности при решении вопросов, касающихся глобализации. Изменения глобального характера вывели на передний план вопросы, касающиеся прогресса и товаров, и разрешение этих вопросов должно принимать во внимание иерархию ценностей. Это, в свою очередь, требует корректного понимания человеческого достоинства и прав человека, что невозможно, если мы согласимся принять систему, основанную на нравственном релятивизме. Всеобщие нравственные принципы основываются на самой природе человека. Осознание этих принципов является сложной задачей. Но если глобализация не будет руководствоваться нравственными принципами, то она может привести к возникновению различного рода несправедливостей.

Солидарность

Другим важным аспектом социального учения Церкви о глобализации является поддержка солидарности. Глобальная солидарность будет гарантом того, что все люди смогут извлечь пользу из экономических преобразований. Христианская солидарность состоит в том, чтобы сделать людей ответственными за благосостояние друг друга. Солидарность – нечто большее, чем просто участие или сострадание, она призывает к ответственности одного человека за другого.

Единство человечества очевидно с момента творения, когда в Книге Бытия написано, что Бог создал человека. Поэтому у всех людей общее происхождение. Наша общая судьба также очевидна в Воплощении, когда Иисус стал человеком для спасения человечества.

Послание Христа не только свидетельствует о единстве всех людей, но является и наших общим братством. Единство людей основывается на Тринитарном единстве. С этой точки зрения растущая в результате глобализации взаимная зависимость требует нового изменения, которое убережет его от сведения к сугубо техническому или экономическому видению.

Помимо солидарности Церковь учит людей и важности субсидиарности. Это понятие означает избегание чрезмерной концентрации власти на высшем уровне и гарантирует таким институтам, как семья, местные общины и этнические группы, исполнение своих функций при достаточной их автономии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

День Святой Варвары

News image

4 декабря 4-го декабря отмечается «День святой Варвары», одной из 14 святых, помогающих людям в их земных делах. Св. Варвара - по...

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

День святой Анны

News image

Святая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же...

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 с

News image

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное уч...

Двойственность современного религиозного сектантства в

News image

Религиозное сектанство Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо вероучительных, и связанных с другими конфессиями и светским обществом, в современной ро...

Течения раннего протестантизма

News image

Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и государственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало кр...

Жан Кальвин

News image

В 16 веке в Европе многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма сливаются в мощный поток Реформации, стремительно захлестнувший почти весь континент. Это дв...

Община русских католиков

News image

Клириками этой общины стали Алексий Зерчанинов, Евстафий Сусалев и Иоанн Дейбнер, а мирянами — несколько представителей русской аристокра...

Константин фон дер Пален (1830 – 1912)

News image

Граф Константин фон дер Пален родился в 1830 году в Митау (ныне территория Латвии), в семье немецко-балтийских дворян. С 1848 по 185...

Модернизация вероучения и культа православия

News image

Специфическая особенность современной модернизации православия состоит еще и в том, что, не выходя за границы ортодоксальных догматических принципов, многие богословы и ...