Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Западная Европа и христианство в У-У1 вв

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Западная Европа и христианство в У-У1 вв
Литература - Античное христианство

После падения Западной Римской Империи, Европа вступила в полосу прогрессирующего упадка, политической дезинтеграции и культурного регресса. Византия выжила: экономика восточных провинций оказалась более устойчи­вой, а варварское вторжение прошло мимо нее стороной. Вплоть до араского   завоевания в середине У1 века Восточная Империя переживала поздний античный период. Стабилизация начинается уже в период правления: Феодосия II /408-450 гг./, а в 80-70-е гг. I века она уже активно вмешивается в дела западных государств. Кульминацией этого расцвета стало правление Юстиниана I /527-568 гг./, когда Византийская Империя, бывшая, несомненно, сильнейшей мировой державой, попыталась отвоевать западные земли. План Юстиниана не был реализован полностью, но итогом реконкисты стал захват Италии и Африки и установление византийского контроля над папст­вом. Византия была оплотом никейского православия на протяжении всей ис­тории позднеантичного периода.

К концу У века в Европе происходят важные перемены. В экономике и культуре начинается эпоха темных веков , пик которых приходится на У1-У111 века, а общий регресс продолжался вплоть до X века, когда здесь на­чинают вырисовываться контуры нового мира. Политическая карта Европы радикально меняется. Здесь появились три крупных и несколько мелких варварских королевств. В Италии и на юге Франции появилось королевство Ост­готов, расцвет которого приходится на правление Теодориха Великого /474-526 гг/. Считая себя наследником Империи, Теодорих сохранял многие ее управленческие структуры, а Эдикт Теодориха сохранял систему римского права. Двор короля вестготов, при котором жили последние представители римской культуры, Кассиодор и Боэций, был одним из главных очагов античной культуры. Кассиодор выдвинул новую идею, объявив, что культурное наследие может и должно быть сохранено только при помощи Церкви, которая должна стать главным источником образованности.  Вскоре Церковь приняла эту программу, а начало ее реализации было связано с именем папы Григория I Великого /590-604 гг./. Выходец из знатной римской семьи, Григорий был избран не только волей церковных иерархов, но и народным собранием Рима. Он был, вероятно, первым из пап, претендующих  на роль духовного владыки Запада, светского правителя Рима, и Папской области и  хранителя древнеримской традиции. Христианство начинает претен­довать на роль фактически единственной идеологии, способной объединить новую Европу.

С У века, постепенно растет мощь другого королевства, Франкского, ос­нователем которого стал Хлодвиг /481-511/. К концу его правления в руках франков была практически вся Галлия, за которой все больше к больше за­крепляется название Франции. Франкское королевство, наоборот, теряло античные традиции, города исчезали или превращались в поселки сельского типа, а общество все больше и больше делилось на. феодалов и крепостных. Испанское королевство Вестготов представляло собой некую среднюю модем между Италией и Францией, по типу напоминая Королевство Франков, но в большей степени сохраняя римские традиции.

Еще более примитивными были другие  королевства. Вандальское королев­ство стало обычной надстройкой над массой римского населения, продолжавшего жить по римским законам, которым не подчинялись победители-вандалы.  Последние не нашли контакта ни с местным афро-римским населением, ни с живущими вокруг кочевыми или полукочевыми племенами и оставались совер­шенно инородным и даже враждебным населению элементом. Сходная ситуация была в Королевстве Бургундов, которые, однако образовали с местными жи­телями два параллельных сообщества, живущие в относительном мире. По договору бургунды получили 2/3 пахотной земли, 1/2 лесов и лугов и 1/3 рабов, оставив остальное в руках местного населения. Впрочем, в 532 г. королевство было завоевано франками.

Пришедшие на территорию Империи варвары были весьма немногочисленна и победили, прежде всего, благодаря распаду самой Империи, отсутствии военных навыков у большинства населения последней и, наоборот, общей мобилизации собственного мужского, а отчасти и женского населения. В варварских племенах каждый мужчина был воином, и даже небольшое племя представляло значительную силу. Вестготы и остготы насчитывали примерно по 100-150 000 человек, франки - около 200 000, вандалы - 80 000, бургунды-50 000, малые племена - еще меньше. Теперь они завоевали области с населением, намного превосходящим их численно. Население римской Галлии оценивают в 8-10 млн. человек, Испании примерно в 7 млн., Африки - в 6 млн. человек, население Италии примерно равнялось галльскому. Все это население было христианизировано и придерживалось никейского правос­лавия. В отдаленных северных частях Испании, Галлии и Британии сохра­нялись языческие культы, а в Африке по традиции были сильны донатисты.

Если в 1У-У вв. никейское православие одержало полную победу, то после варварского завоевания положение изменялось. В Европу снова при­шло уже забытое арианство и первобытные германские культы. Вестготы, остготы и вандалы были арианами, а франки, бургунды и саксы - язычниками. Впрочем, серьезные религиозные конфликты, характерные для более разви­того общества, отсутствовали в этом обществе, фактически утратившем письменную культуру. Только в Африке вандалы - ариане начали террор против местного православного /или католического, что было одно и то же/ населения. Репрессии начал еще Гейзерих, однако особого размаха он достиг при его преемнике Гунерихе. В 484 г. Гунерих издал эдикт, тре­буя перехода всех подданных в арианство. После смерти этого короля реп­рессии пошли на убыль, хотя и продолжались вплоть до византийского за­воевания. В королевствах Ост - и Вестготов репрессий не было - обе Церк­ви мирно сосуществовали.

Первым христианство /в никейском варианте/ принял Хлодвиг /в 506 г./, и теперь именно Франкское королевство стало оплотом христианства в Европе. В Испании сосуществование закончилось ассимиляцией. Король Рекаред /586-601 гг./ под влиянием папы Григория I перешел в католичество. Византийское завоевание покончило с оставшимися арианскими ре­жимами. В 533-537 pp. византийцы ликвидировали Вандальское, а в 535-554 гг.- Остготское королевство. При Григории I началось крещение англосаксов.

Христианский мир понес и потери. В середине 711 века арабы захвати Сирию и Египет, а затем ликвидировали господство Византии в Северной Африке, в 678 г. они заняли Карфаген, a в 720 г.- Испанию. В 732 г, при Пуатье франкские рыцари разбили арабов, отравив их вторжение во Францию. Теперь христианскому миру противостоял мир ислама.

К 8 веку оплотами христианства остались Византия и Франкское королевство Карла Великого /771-804/, ставшее основой для современных Германии и Франции. К середине IX века определились границы двух великих рели­гии: Византия остановила арабское наступление в Малой Азии, а Карл Ве­ликий окончательно оттеснил их за Пиренеи. Италия становилась раздроб­ленной страной, где друг другу противостояли папа, недавно вторгшиеся туда лангобарды, византийцы и арабы.

С конца У1П века завершалось крещение Англии, в IX веке - Чехия и Моравия, где уже столкнулись римские и константинопольские миссионеры I X веку происходит крещение Венгрии и Польши, в XI веке в основном завершилось крещение норманнов. Христианизация шла не только из Рима, а и из Византии, Еще в 1У веке происходит крещение Армении, а чуть поз­же появились Церкви в Персии и Эфиопии. В 864 г. Византийцы крестили Болгарию, в 988 г. происходит крещение Руси. Наконец, в 1054 г. прои­зошло окончательное официальное разделение Церквей на западно-католическую  и восточно-католическую / православную/., Особенностью западно-католической Церкви является главенство папы, в православном мире нет та­кого центра, подчинение которого является строго обязательным. До взя­тия турками в 1453 г. эту роль пытался играть Константинополь, однако после этого времени православные Церкви /включая Русскую Православную Церковь/ стали автокефальными, т.е. независимыми друг от друга.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол Андрей Первозванный

News image

Святой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Ск...

Смысл и значение Таинства Священства

News image

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и па...

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Матрёна Московская

News image

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9/22 ноября 1885 года в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была че...

Комитет представителей православных Церквей создан при

News image

При Европейском Союзе начал работу Комитет представителей православных Церквей. Как отмечается в коммюнике, принятом по итогам заседания комитета в Брюсселе и пе...

Митрополит Платон

News image

Выдающиеся личности этого времени среди церковных деятелей — это Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) — крупнейший философ, богослов и ...

Меннонизм в США

News image

Начало истории американской меннонитской церкви восходит к первым меннонитам, прибывшим в Пенсильванию в 1683 г . Это были последователи радикального пр...

Квакеры

News image

В 40-х годах XVII в., после того как Г. Фоксом было основано в Англии Общество друзей внутреннего света , к ...

Пятидесятники

News image

Пятидеся тники — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его ка...

Римско-католическая церковь

News image

Ри мско-католи ческая це рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той ча...