Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Купить диплом без предоплаты можно на нашем сайте!

Авторизация



Партнеры

Главная - Христианство - ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
О христианстве - Христианство

христианское богословие

Христианское богословие (учение о Боге, теология) - это система обоснования и защиты христианского учения о Боге, его сущности, качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств божественности и истинности христианской догматики, нравственности, установлений и правил жизни для верующих и духовенства. Она включает доказательства боговдохновенности Священного писания и божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения и проповедческой деятельности.

Основы христианского богословия закладывались в начале новой эры в борьбе с многочисленными еретическими учениями в самом христианстве и враждебной христианству мудростью язычников . Первоначально оно было апологетическим, доказывающим преимущества новой веры, изобличающим ереси и излагающим основы христианского учения. После вселенских соборов, сформулировавших основные догматы христианства, богословие наряду с апологетикой и борьбой с ересями занималось раскрытием содержания христианского учения и его обоснованием. Виднейшим среди теологов того времени был Августин Блаженный, выдвинувший онтологическое доказательство бытия Бога (само понятие всесовершенного существа необходимо включает признак существования), детально разработавший учение о божественной благодати и о божественном предопределении.

Для всего средневековья было характерно абсолютное господство христианской теологии, в соответствие с которым приводилось содержание всех прочих областей знания и человеческой деятельности. Трудами виднейших представителей церкви были разработаны целые богословские системы, отличающиеся самым изощренным анализом теологических тонкостей. Официальным идеологом католической церкви был признан Фома Аквинский (13 в.), учение которого и сегодня является обязательным предметом во всех католических учебных заведениях. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога: 1) все движущиеся вещи должны иметь первотолчок, источником коего может быть только Бог; 2) все явления имеют причину, что обусловлено наличием первопричины, которая и есть Бог; 3) всё случайно происходящее обусловлено лежащей в его основе необходимостью, которая и есть Бог; 4) всё бытие в мире представляет собой различные степени совершенства, что предполагает наличие абсолютно совершенного существа, которое и есть Бог; 5) наличие в мире целесообразности свидетельствует о наличии обусловливающей эту целесообразность силы, которая и есть Бог.

Богословие требовало, чтобы все данные познания, зарождающейся науки не противоречили, а подтверждали истины богословия, а философия была объявлена её служанкой . В области общественной жизни богословие защищала и обосновывала идею неизменности существующего порядка и богоустановленность поддерживающей его власти.

При этом христианское богословие в связи с происходившим разделением церквей никогда не было единым целым. Тем не менее, имеется некое общее содержание в различных христианских богословских системах, включающих набор дисциплин, которые излагают различные стороны вероучения и культа. Каждая такая система состоит из основного богословия, догматического богословия, нравственного богословия, аскетического богословии, экзегетики, литургики, пастырского богословия, гомилетики, патрологии, сравнительного богословия, церковного права и др.

Основное богословие, или христианская апологетика, излагает наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения и сущности религии, отношения богословия к религии, науке, философии. Этим она выполняет функцию введения в систему богословия.

Догматическое богословие считается важнейшим разделом теологии, в котором доказывается богоустановленность и истинность основных положений христианской веры, так называемых догматов. При этом сами догматы считаются вечными и неизменными спасительными истинами, данными людям Богом на все времена. Однако именно здесь проходит разграничение между различными конфессиями христианства. Православная церковь признает только догматы, установленные на первых двух вселенских соборах. Католическая же прибавляет к ним и принятые на поместных соборах положения - о нисхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, о чистилище, о главенстве и непогрешимости Римских пап, о непорочности зачатия и о телесном вознесении Девы Марии, которые православие считает страшной ересью. Протестантские церкви, разделяя христианский символ веры, принятый на первых двух соборах, отвергает многие догматы католицизма и выдвигает собственные - о спасении одной только верой, о всеобщем священничестве и об абсолютном авторитете Священного писания.

Общим символом веры для христианских церквей являются догматы о Боге и его сущности, об отношении его к миру и человеку, о греховности человека, о необходимости спасения, об искупительной жертве Христа, его смерти и воскресении, о рае и аде, о втором пришествии и Страшном суде. Первый догмат гласит о непостижимости Бога для человеческого разума, но не для веры, далее следует догмат о единстве Бога и отсутствии всяких других богов наряду с ним. Затем следует догмат о его сущности - Бог есть дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный .

Главнейшим общехристианским догматом считается догмат о троице, о том, что Бог един и в то же время троичен - Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой.

Всем таинствам - крещению, миропомазанию, причащению, покаянию, елеосвящению, священству и браку - православная и католическая церкви придают значение догматов. Протестантизм признает только два таинства -

крещение и причащение, причём, рассматривает их не как таинства, а как обряды.

Каждый их христианских догматов обосновывается многообразной системой аргументов схоластического толка, то есть ссылками на Ветхий и Новый завет и их боговдохновенность , на священное предание , на учения отцов церкви . В то же время утверждается, что природа догматов такова, что они недоступны постижению разумом, а только верой, что делает их недоступными для всякой критики.

Нравственное (практическое) богословие стремится раскрыть суть христианской нравственности, её необходимость для обретения спасения, преимущество перед другими системами морали и её универсальное значение. Оно учит, как должен жить и поступать человек в земной жизни, чтобы затем достичь вечного блаженства. В основном оно состоит из двух частей - общего учения о природе и существе нравственных явлений и процессов и выяснении обязанностей человека и правил его поведения.

При всем различии христианских конфессий во всех случаях нравственное богословие исходит из сверхъестественного происхождения и содержания морали, которое определяется Богом и заложено в человеке как врождённая потребность в виде нравственного закона. Религиозные принципы и нормы нравственности объявляются вечными и неизменными. При этом христианство оставляет человеку свободу воли: возможность поступать в соответствии с нравственным законом или вопреки ему. Вследствие первородного грехопадения человек оказывается больше склонным именно к последним действиям, и только с помощью Бога может совершать благие дела. Так как все люди созданы им одинаковыми, то и данный им нравственный закон (в Ветхом завете в основном в форме запретов, а в Новом - также и в положительной форме) является общим для всех - верующих и неверующих. Поэтому Бог будет судить всех по одним законам, а значит, верующие находятся в лучшем положении, ибо они способны познавать нравственный закон и обретать божественную благодать, необходимую для его исполнения, чего лишены безбожники и язычники.

Трудным в этой связи выглядит проблема наличия в мире зла и страданий, которая всегда выставлялась всеми противниками религиозной нравственности и ставила под сомнение всеблагость и всемогущество Творца. В реальной жизни зачастую добродетельные верующие страдают и живут в лишениях, тогда как люди порочные процветают. Это противоречие разрешается в том смысле, что страдания и лишения объявляются необходимым условием покаяния и спасения, а значит, являются неким благом, в то время как благополучие грешников является мнимым, ибо влечёт расплату в будущей жизни.

Аскетическое (подвижническое) богословие трактует вопросы об особом служении Богу самоотречением и пренебрежением к земной жизни, борьбой с грехами и упражнением духа в добродетели.

Экзегетикой называется раздел богословия, занимающийся толкованием библейских текстов, разъяснением и толкование трудных мест , которыми она изобилует. Главной задачей объявляется обоснование божественного происхождения и абсолютного значения Священного писания, автором которого является сам Бог, давший его людям посредством божественного откровения через пророков или ангелов. Вследствие этого Священное писание является боговдохновенным произведением, обладающим абсолютной истинностью, что ставит задачу буквального или символического понимания его текстов.

Литургика рассматривает и доказывает необходимость и обязательность богослужений как важнейшего средства общения человека с Богом. Главное место в христианском богослужении принадлежит литургии - в православии называемой обедней, а в католицизме и протестантизме - мессой. Литургика обосновывает необходимость составных частей богослужения - молитв, песнопений, чтения Библии, церковных проповедей и поучений, а также совершения таинств.

Пастырское богословие посвящено обснованию богоустановленности пастырского служения и его необходимости в деле спасения. Там рассматриваются основные качества священнослужителя, необходимые ему, чтобы быть образцом твердой веры и нравственных добродетелей, и формулируется кодекс поведения священнослужителя как духовного наставника людей.

Под гомилетикой подразумевается раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедческой деятельности, способы повышения её эффективности при помощи совершенствования ораторской подготовки и использования приемов риторики.

Патрология - раздел богословия, занимающийся изложением содержания основных поучений отцов и учителей церкви, канонизированных ею. В отличие от православия и католицизма активно используют их творения для пропаганды и распространения своего учения, зачастую обходя наличие в них разногласий и противоречий. Протестантские церкви не считают эти творения проявлением божественного откровения, а рассматривают как выражение собственных точек зрения христианских писателей по поводу вероучения.

Сравнительное богословие ставит задачу опровержения тех или иных догматических представлений, принятых другой христианской конфессией и не согласующиеся с подобными представлениями данной христианской церкви. Православная церковь доказывает несостоятельность католического учения о филиокве, непогрешимости папы, телесном вознесении богородицы на небо, одновременно стараясь доказать несостоятельность отрицания протестантизмом большинства таинств и обрядов. Католическая церковь также защищает непогрешимость собственного вероучения, однако полемика между этими церквами носит частный характер и не направлена друг против друга в целом, как это обстоит с протестантизмом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

День Святой Варвары

News image

4 декабря 4-го декабря отмечается «День святой Варвары», одной из 14 святых, помогающих людям в их земных делах. Св. Варвара - по...

Святой апостол и евангелист Лука

News image

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4,...

Преподобная Марфа Апарина (в монашестве Маргарита)

News image

Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина с семейством переехала в Ки...

Иоанн Божий

News image

Родился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал...

Совершение Таинства

News image

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на до...

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и умилительно его житие. Святой Ал...

СКАЛИЧ (ПОКУТНИК) СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ

News image

(р. 09.10.1920 в с

Католическая догматика

News image

Рассмотрим самые главные отличительные черты католической догматики, устройства церкви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть ди...

Мормоны

News image

В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя святыми судного дня . Основателем ее был Джозеф Смит, с ...

Баптизм

News image

По своему вероучению баптизм во мноюм смыкается с другими протестантскими организациями. Разделяя общехрисгианские догматы о троице, божественном происхождении Христа и т....

КРАТКО О КАТОЛИЧЕСТВЕ

News image

Католицизм - это одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 го...

Аввакумовщина

News image

Аввакумовщина - раскольничий толк поповской секты, получивший свое начало от старца Онуфрия, одного из настоятелей Керженских скитов (Нижегородской губ.). Этот старец сл...