Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - История Христианства - Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 ст.ст.), 19.10 н.ст. (06.10 ст.ст.)

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 ст.ст.), 19.10 н.ст. (06.10 ст.ст.)
О христианстве - История Христианства

святой апостол фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 ст.ст.), 19.10 н.ст. (06.10 ст.ст.)

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов (Лк. 6, 15; Мк. 3, 18).
Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Вот случай, когда особенно выразилась эта преданность. После праздника обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда Он был здесь, пришло к Нему известие, что друг его, Лазарь, тяжко болен. Но Христос как будто не обратил внимания на это известие и целых два дня пробыл на том месте, где в это время был. На третий день Он вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало учеников: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника обновления. Они сделали попытку отклонить своего Учителя от такого опасного предприятия. «Учитель! — говорили они. — Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что ничто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия — смерть Лазаря. «...Пойдем к нему», — кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею казалось им то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с ним». Фома не задумывался — он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем (Ин. 11, 1—16).
Эта преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности его к Господу. При всей своей преданности он не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного, и, слушая учение божественного Учителя, он все не мог отрешиться от внешних, чувственных представлений. Во время последней беседы Своей с учениками, на Тайной вечери, Господь убеждал их не смущаться тем, что скоро Он их оставит, говорил, что идет к Отцу Своему, где приготовит нечто и для них, что впоследствии возьмет их с Собою, чтобы они были там же, где и Он. «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», — прибавил Господь. Но не ясна была для учеников речь Господа. Фома же, особенно привыкший к очевидному, не утерпел и сказал, как бы от лица всех: «Господи! Не знаем, куда идешь, — и как можем знать путь?» «Я есмь путь и истина и жизнь, — отвечал Господь Фоме, — никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14,1—7). В этих словах Господа слышен упрек Фоме за его чувственное понимание, за то, что мало разумеет Его Самого, а то бы ему должно быть понятно, куда Он идет, и должен бы он знать самый путь.
Склонность Фомы к внешнему и очевидному приводила его даже к неверию. Известный случай его неверия был по воскресении Господа. Вечером, в самый день воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе. Двери дома были заперты. Увидав Христа, ученики испугались и в смущении думали, что это — дух. Но Господь уверил, что явился к ним Он Сам, воскресший из мертвых. Не было в это время с апостолами Фомы. Когда он потом вернулся, остальные ученики с живою радостью рассказывали ему, что видели воскресшего Господа. Но Фома не верил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, по прошествии семи дней, когда опять все, и Фома, были вместе, явился Христос. «Поднеси сюда свой перст, — обратился Он к Фоме, — и посмотри на Мои руки, поднеси руку свою и вложи в ребра Мои, — и не оставайся в неверии, но верь». Фома с радостью и благоговением смотрел на Господа. Он забыл свое желание осязать своими руками божественные язвы и только мог исповедать: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Господь кротко ему заметил: «Ты поверил, когда увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 19—29).
После вознесения Христа на небо апостол Фома отправился на труды апостольские. Местом проповеди его была Индия и страны, лежащие по пути сюда из Палестины. Вот при каких обстоятельствах пошел св. Фома на дело благовествования. Индийский царь, именем Гундафор, возымел намерение построить себе великолепный дворец. Он слышал, что римские императоры имеют замечательные по красоте и богатству дворцы. Захотел он иметь такой же и послал купца Авана в Палестину, найти там искусного архитектора, чтобы он выстроил дворец наподобие дворцов римских. Господь внушил Фоме назваться архитектором и идти в Индию. И вот Фома с Аваном отправились в путь.
По дороге в Индию путники остановились в одном городе. В это время царь той страны выдавал замуж дочь свою. Царские вестники ходили по городу и, по приказанию царскому, всех, даже и бедных, и рабов, и странников, звали на пир, угрожая царским гневом за неповиновение. Пошли и Аван с Фомою на брачный пир царский. Фома сел на последнее место, ничего не пил, не ел и погрузился в думу. Среди пирующих была женщина-иудеянка. Она прекрасно играла на свирели и каждому из приходивших на пир пропевала какое-нибудь приветствие. Она сразу узнала в апостоле Фоме своего единоплеменника. Заиграв на свирели, она стала петь по-еврейски: «Един есть Бог иудейский, сотворивший небо и землю». Апостол с наслаждением слушал певицу и просил ее повторить. Между тем виночерпий, обходя пирующих, обратил внимание на св. Фому, сидевшего с печальным лицом. Он приблизился к апостолу, ударил его и сказал ему грубо: «Тебя позвали на свадьбу, так должен ты не печалиться, а веселиться, — пей с другими!» «Господь воздаст тебе за это еще на земле, — отвечал по-еврейски Фома виночерпию, — и я увижу, как ударившую меня руку станет таскать пес напоказ людям». Вскоре виночерпий пошел к колодцу за водой, разбавить ею вино для гостей, по обычаю. И вот на него внезапно, откуда ни возьмись, бросился лев, умертвил его, высосал из него теплую кровь и убежал. Собаки прибежали к мертвому телу и растерзали его на части, и одна из них, черная собака, схватила правую руку виночерпия, вбежала в самую средину пирующих и бросила пред ними руку. Смутились пировавшие. «Чья эта рука?» — спрашивал один другого. Тогда иудеянка сказала: «Великое таинство явилось среди нас: или Бог, или посланник Божий присутствует с нами. Я видела, как виночерпий ударил этого человека, — при этом она указала на св. Фому, — и слышала, как он сказал на еврейском языке, — а я понимаю по-еврейски, — сказал виночерпию: «увижу, как руку твою будет таскать пес, напоказ людям». Вот вы сами теперь видите, что так и случилось». Великий страх объял всех присутствовавших, и все с изумлением смотрели на пришельца. Между тем пиршество кончилось, и гости стали расходиться. Тогда царь подозвал к себе св. апостола и сказал ему: «Войди в комнату новобрачных, благослови дочь мою». Фома исполнил желание царя. Войдя к новобрачным, дал им наставление сохранять девственное целомудрие, благословил, помолился о них Богу и ушел. Новобрачные уснули и скоро увидели одинаковый сон. Каждому из них явился Сам Христос в образе св. Фомы и с любовью обнял их. Думая, что это Фома, они удивились, как он здесь, около них, тогда как он уже ушел от них. Но Господь отвечал, что Он не Фома, а брат его, и убеждал их последовать совету брата Его — сохранить в чистоте девство свое, чтобы сподобиться нетленных венцов на небесах. Новобрачные тотчас пробудились и рассказали друг другу свое сновидение. Они поняли, что это не было обычное сновидение, и, приняв в глубину сердца своего слова Господа, решили неуклонно им следовать. Они встали и остальную часть ночи провели в молитве. Наутро царь, войдя в комнату новобрачных, удивился и смутился, увидев их сидящими отдельно. «Отчего вы не вместе?» — с тревогой спросил он. Они отвечали, что молятся Богу, чтобы дал Он силы проводить супружество всегда в чистом девстве и чрез то сподобиться нетленных благ в Царствии Небесном. Тогда царь понял, что странник, которого он сам просил войти к новобрачным и благословить их, этот странник, и никто иной, убедил новобрачных сохранять девство. Сильно разгневался царь на св. апостола и дал приказание немедленно схватить его. Но его не могли найти: он уже отправился в дальнейший путь.

Наконец св. Фома с Аваном достигли Индии. «Вот, государь, привез я тебе искусного архитектора из Палестины. Он может построить тебе какие угодно палаты», — сказал Аван царю Гундафору, когда явились они к нему. Царь обрадовался архитектору, отправился тотчас показывать место, где ему хотелось иметь дворец, размерил, какое должно быть основание, и выдал св. Фоме большое количество золота на постройку. Место новой постройки было далеко от города, где жил царь, и он уехал домой, чтобы снова прибыть, когда уже все будет готово. Между тем св. Фома начал раздавать царское золото нуждающимся. Вместе с тем он ревностно проповедовал веру Христову, многих обращал ко Христу и крестил. В это же время он крестил и тех новобрачных, которые, по его наставлению, дали обет сохранять девство...
Прошло два года. Царь послал спросить, скоро ли будет окончена постройка. Св. Фома отвечал, что осталось только покрыть дворец крышей. Царь был очень доволен, думая, что скоро можно будет поселиться в новом дворце, и послал к св. апостолу еще множество золота, чтобы он поскорее покрыл дворец великолепной крышей. Получив золото, Фома благоговейно возвел глаза к небу и радостно воскликнул: «Благодарю Тебя, человеколюбивый Господь, подающий различными путями спасение людям». Снова он раздал бедным золото и продолжал усердно проповедовать Евангелие. Все больше и больше распространялось слово Божие, но немало было и недовольных деятельностью апостола. Они донесли царю, что постройка совсем не начата, что архитектор и не думает вовсе о постройке, раздал все золото нищим и убогим и ходит по городам и селениям, проповедуя нового Бога и творя дивные чудеса. Царь разневался на апостола и велел привести его к себе. «Построил ли ты дворец?» — грозно спросил Фому царь. «Выстроил великолепнейший», — твердо отвечал апостол. «Пойдем же посмотрим его», — с нетерпением воскликнул царь. «В этой жизни, — отвечал царю апостол, — ты не можешь видеть тот дворец, но когда умрешь, тогда увидишь его, поселишься в нем и будешь вкушать в нем блага жизни вечной». Не понял царь этих слов — он думал, что Фома над ним насмехается, и приказал заключить его в темницу, а также и Авана вместе с ним. Обоих их царь решил предать жестокой казни: с живых содрать кожу и сжечь их. «Ты обманул меня и царя, — укорял в темнице св. апостола Аван, — назвался искусным архитектором, а вместо того погубил и царское золото, и мою жизнь. Вот из-за тебя теперь я страдаю и должен умереть страшной смертью: ведь царь не знает милосердия и непременно умертвит нас обоих». «Не бойся, — утешал св. Фома Авана, — мы останемся живы, и не только будет свободны, но царь еще наградит нас за дворец, построенный для него мной в Царстве Небесном». Но Аван не понимал, что ему говорил апостол, и продолжал скорбеть и упрекать Фому.
В ночь, как заключили в темницу св. Фому и Авана, занемог и умер брат царский. Царь забыл прежнее огорчение и весь погрузился в новую печаль. Душу умершего принял ангел Божий и вознес ее в небесные селения. Ангел обходил их с душой умершего и показывал ей там много палат, одна другой красивее и светлее. «В какой из этих палат желаешь жить?» — спросил ангел душу. Та, указав на одну палату, выделявшуюся из всех по красоте и великолепию, отвечала: «Вот хотя бы в одном уголке этой палаты позволили мне поместиться, я ничего больше не желала бы». «Нет, — возразил ангел, — в этой палате тебе жить нельзя: она принадлежит твоему брату. Это та самая палата, которую странник Фома создал ему на данное им золото». Тогда душа стала просить ангела: «Молю тебя, отпусти меня к брату моему: я куплю у него эту палату, — он не знает ее великолепия. Потом я снова явлюсь сюда». Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил, точно проснулся от глубокого сна. Царь, услышав, что брат его ожил, обрадовался и поспешно бросился к нему. «Царь, я уверен, — сказал воскресший, — уверен, что любишь меня, что ты безутешно плакал обо мне, и если бы было возможно оживить меня, ты не задумался бы отдать и половину царства твоего». «Да, — отвечал царь, — ты правду говоришь». «Так если ты так любишь меня, — продолжал брат его, — я прошу у тебя теперь одного дара; не откажи мне в нем». Царь отвечал, что он с радостью
готов отдать ему все что ни есть лучшего под державою его. «Так отдай мне небесную палату твою, — радостно воскликнул воскресший, — возьми за нее хоть все мое богатство». Царь молчал и не знал что ответить. «Не знаю, что ты говоришь, — наконец промолвил он. — Откуда быть у меня палате на небесах?» Тогда брат начал ему говорить, что не обманывает его, что у него действительно есть на небесах палата, великолепная палата, в которой даже и в одном углу не позволили поместиться ему, и что эту палату выстроил странник Фома. «...Я умолил ангела, — продолжал воскресший, — умолил, чтобы отпустил меня к тебе, и я мог бы купить у тебя эту палату. Отдай же мне ее, если любишь меня, возьми за нее все мое имение». Невыразимая радость объяла сердце царя. Радовался он, что жив любимый брат его, но еще более радовался, что имеет палату на небесах. «Милый брат мой, — сказал царь брату, когда порыв радости, охвативший его, несколько улегся. — Я клялся тебе дать все что лучшего есть под державою моею на земле, но не обещал тебе палаты, которая на небесах. Если хочешь — у меня есть архитектор, он и тебе выстроит такую же». Тотчас царь дал приказание освободить из темницы св. Фому и Авана. Он сам пошел навстречу апостолу, пал к ногам его и со слезами просил простить грех, соделанный по неведению. Св. Фома возблагодарил Бога за все происшедшее. Потом начал учить обоих братьев вере Христовой, и вскоре они приняли святое крещение. Утвердив их в вере, св. апостол ходил по окрестным селениям, обращая многих ко Христу.

Когда св. апостол Фома просвещал светом веры Христовой страны Индии, наступило честное Успение Пресвятой Богородицы. Все апостолы из разных стран перенесены были на облаках в Гефсиманию, к смертному одру Пречистой Матери Господа. И св. апостол Фома был восхищен облаком из Индии, но он не успел прибыть в Гефсиманию ко времени погребения пречистого тела Богоматери. Только на третий день погребения принесен он был в Гефсиманию и сильно скорбел, что не был вместе с прочими апостолами при погребении святого тела Матери Божией. Тогда св. апостолы на общем совещании решили открыть для св. Фомы гроб Пресвятой Богородицы, чтобы и он мог видеть пречистое Ее тело, поклониться ему и утешиться в своей скорби. Но когда гроб был открыт, в нем не оказалось честного тела Богородицы. Лежала там только плащаница, которою Она была обвита. Как ни скорбно было св. Фоме, что не пришлось ему увидеть погребенное тело Богородицы, но он и возрадовался вместе со всеми апостолами, и утешился в своей печали, потому что для всех для них сделалось известно и стало несомненно, что Пречистая Матерь Божия, подобно божественному Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом взята на небо.
После этого св. Фома снова явился в Индии, снова проповедью своею, знамениями и чудесами приводил многих ко Христу. Так, в городе Мелианоре он только поясом своим больше чем на версту оттащил огромное дерево, лежавшее на земле, сдвинуть которое не могли не только люди, но и скоты. Этим чудом он верующих укрепил в вере и многих неверных обратил в веру Христову. Совершил он там и еще большее чудо. Один жрец языческий убил своего сына, но вину с себя стал слагать на св. апостола. Скоро разнесся об этом слух между народом. Убийство совершено было без свидетелей, и народ поверил жрецу. Св. Фому привели на суд как убийцу и присудили к мучительной казни. Никто не мог свидетельствовать ни против апостола, ни за него, и сам он молчал. Все считали его действительным убийцей. Наконец Фома сказал: «Пустите меня, и я, именем Бога моего, спрошу убитого, кто его убил». Как ни странны показались всем слова св. Фомы, однако все, просто для испытания, согласились исполнить его просьбу. Св. апостол помолился Богу и сказал, обратившись к мертвецу: «Именем Господа моего Иисуса Христа, повелеваю тебе, юноша, сказать нам: кто убил тебя?» «Отец мой убил меня», — отвечал мертвый. Тогда народ в изумлении воскликнул: «Велик Бог, проповедуемый Фомою!» Так обнаружилась невинность св. апостола, и вместо него осужден был сам жрец. Чудо это поразило всех, и очень многие уверовали тогда во Христа.
Обходя страны Индии, св. апостол Фома достиг пределов Каламидских, бывших во владении царя Муздия. Здесь он обратил ко Христу, между прочим, одну женщину, именем Синдикия. Она, уверовав во Христа, стала склонять оставить языческое заблуждение Мигдонию, жену одного из самых близких к царю во всей стране, Каризия. Мигдония уже не раз слышала о св. апостоле, она сама желала видеть его и услышать учение его. Тогда обе они переоделись в простую одежду и пошли к св. Фоме, который в то время учил народ. Замешавшись в толпу, они внимательно слушали, что говорил проповедник Христов. Умилилась душою Мигдония, слушая божественное учение, всем сердцем своим она стремилась ко Христу. После этого не могла она забыть слова апостола: огненными буквами врезались они в ее память. Постоянные думы и частые беседы о Христе с Синдикией больше и больше воспламеняли в сердце ее любовь ко Христу. Она стала, вместе с тем, гнушаться общества неверных, стала удаляться от бесед с ними, стала избегать их пороков и всяких мирских удовольствий. Не хотела она даже более иметь супружеское сообщение со своим мужем. Несмотря на все его принуждения и убеждения, она оставалась непреклонною. Это и удивляло, и досадовало, и печалило Каризия. Наконец он упросил царя прислать к нему на некоторое время жену, Тертиану, родную сестру Мигдонии, чтобы уговорила непокорную. «Отчего ты не хочешь повиноваться мужу?» — спросила царица сестру. «Оттого, — твердо отвечала Мигдония, — что он неверный и враг Божий, а я раба единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не могу быть оскверненной идолопоклонником». Тертиана пожелала узнать о Христе, и Мигдония пересказала ей, что сама слышала от св. апостола. Учение кротости и любви расположило царицу ко Христу. Она пожелала услыхать св. Фому. Тогда, поговорив друг с другом, сестры послали тайно за св. апостолом. Он с радостью проповедовал им слово Божие, научил их вере Христовой и крестил. Вскоре св. Фома крестил множество простого народа, многих царедворцев и вельмож и даже сына царского, именем Азан.

Между тем Тертиана, вернувшись домой, проводила время в посте и молитве и, подобно сестре, отказывалась иметь сообщение с мужем. Удивился царь такой перемене. «Я хотел, — с горестью сказал он Каризию, — возвратить тебе жену твою, но погубил и свою». Они решили оба наблюдать за женами, чтобы доискаться причины, отчего произошла с ними такая неожиданная перемна. Но вот они как-то случайно узнают, что жены их слушали учение, проповедуемое странником Фомой, который научил их и целомудренной жизни. Узнал царь вместе, что и сын его, Азан, многие царедворцы и вельможи и большое число народа обращены тем же странником в проповедуемую им веру. Тогда царь страшно разгневался на св. апостола и приказал заключить его в темницу. На другой день св. Фому представили на царский суд. «Кто ты, — спросил его царь, — раб или вольный человек?» «Я раб Того, над Кем ты не имеешь власти», — твердо отвечал апостол. «Вижу я, — строго перебил его царь, — вижу, что ты лукавый раб, убежал от господина и пришел в эту землю развращать наших подданных и отвращать от нас жен наших. Скажи, кто такой твой господин?» Фома с воодушевлением отвечал: «Господин мой — Господь неба и земли, Бог и Творец всякой твари, от Него и послан я проповедовать святое имя Его и обращать людей от заблуждения». «Соблазнитель, — резко вскричал царь, — оставь свои лукавые речи и слушай меня. Я тебе приказываю: как ты отвратил от нас жен наших, так и обрати их к нам. Если ты этого не сделаешь, лютой смертью тебя погублю». Св. Фома без смущения отвечал: «Не должно рабыням Христовым сообщаться с неверными мужьями своими, потому что верующие во Христа жены оскверняются от нечистоты своих мужей...». Царь пришел в ярость от этих слов и велел поставить св. апостола босыми ногами на раскаленные железные доски. Приказание царя тотчас было исполнено, но вот под досками явилась вдруг вода и остудила их. Тогда царь приказал ввергнуть св. Фому в разжженную печь и оставить его там до следующего дня. Но на другой день св. апостол вышел из печи здрав и невредим. Царь в смущении не знал, какую казнь измыслить твердому проповеднику Христову. Каризий стал советовать царю принудить апостола поклониться и принести жертву их богу — Солнцу. Он надеялся, что если Фома сделает это, то прогневает своего Бога, сохраняющего его невредимым в муках, и Бог отступится от него. Царь принял совет своего друга. Немедленно св. апостола привели к идолу Солнца, но тотчас же совершилось чудо: идол, точно воск, в одну минуту весь растопился. Все увидели, как велика сила Христова, и еще множество неверных обратилось ко Христу. Жрецы подняли громкий ропот за гибель их идола на св. Фому. Оскорбился и царь и решил во что бы то ни стало умертвить апостола. Но он боялся уверовавших во Христа царедворцев и вельмож и множества народа и не решался открыто погубить св. Фому. Показав, как будто желает увидеть какое-нибудь чудо от св. Фомы, царь пошел с ним из города в сопровождении воинов. Отойдя шагов 500 от города, он приказал пятерым воинам ввести апостола на гору и заколоть его там копьями, а сам вернулся в город. За св. апостолом шли Азан, сын царский, и некто Сифор, благородного происхождения. Они горько плакали, узнав об участи, ожидающей их учителя. Между тем воины привели св. Фому на гору. Тогда он упросил воинов дать ему совершить предсмертную молитву. Горячо он молился Богу, потом рукоположил Сифора во иерея, а Азана — в диакона, дал им завещание ревностно заботиться о стаде Христовом и отдался в руки воинов. Они тотчас прокололи апостола своими копьями, и он предал дух свой Богу. Сифор и Азан горячими слезами оплакивали св. страдальца и с честью предали погребению честное тело его. После этого они, как и завещал им св. апостол, вернулись в город и вступили в управление церковью Христовой.
Царь Муздий, узнав, что св. Фомы уже более нет на свете, обрадовался и думал, что теперь уже никто не будет отвращать от него жену. Но он сильно ошибся в своих надеждах: и Тертиана, и Мигдония оставались по-прежнему непреклонны. Много мучили жен царь и его друг Каризий — ничто не могло сломить их непреклонное решение. Наконец, поняв, что жены уже навсегда для них потеряны, Муздий и Каризий оставили их в покое и предоставили им свободу жить, как они хотят. Освободившись от супружеского ига, Тертиана и Мигдония вели самую строгую воздержную жизнь. Своею добродетельною жизнью они много пользы приносили церкви Христовой. И церковь Божия все росла и крепла, молитвами угодника Божия св. апостола Фомы. Он и по смерти не оставил паствы своей: там, где погребено было тело его, совершались бесчисленные чудеса, многих обращавшие от заблуждения к истинной вере.
Однажды один из сыновей Муздия впал в жестокое беснование, и никто не мог исцелить царевича. Царь сильно скорбел о несчастном сыне и, казалось, был готов на все, только бы выздоровел больной. Он вспомнил, что апостол Фома, и при жизни, и по смерти, исцелял бесноватых. И вот он решился открыть гроб св. Фомы и часть мощей его повесить на шею сыну, чтобы он исцелел. Тогда явился ему во сне св. апостол и сказал: «Не верил ты мне живому и вот ищешь теперь помощи от меня умершего. Веруй, и будет милосерд к тебе Господь Иисус Христос». Видение это окончательно утвердило царя исполнить свое намерение — открыть гроб св. апостола. Но еще раньше, вскоре после мученической смерти св. Фомы, один христианин тайно взял честные мощи его, отнес в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте. Теперь, когда открыли гроб, ничего там не нашли. Тогда царь взял земли с гроба св. Фомы, привязал ее к шее больного сына и воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Если молитвами Твоего апостола Фомы исцелишь сына моего, буду веровать в Тебя». И тотчас царевич исцелел. Муздий уверовал во Христа и со всеми вельможами своими принял святое крещение от иерея Сифора. Велика радость была тогда по всей стране между верующими. Идолы были сокрушены, капища разрушены, сооружены были храмы Христовы, и слово Божие росло и утверждалось.
Мощи св. апостола оставались в Эдессе. Здесь была построена во имя его великолепная церковь, и из отдаленных стран предпринимались туда путешествия. В память перенесения в Эдессу мощей св. Фомы там было учреждено местное празднество 3 июля. Во время пятого крестового похода, когда крестоносцы, по пути в Палестину, завладели Константинополем, между множеством святыни найдена там была правая рука св. Фомы. Венгерский король Андрей II, возвращаясь из шестого крестового похода, проезжал Константинополем и взял с другою святынею руку св. апостола к себе в Венгрию. Св. Церковь совершает празднество в честь апостола Фомы в день его преставления, 6 октября.

(Жития Святых славных и всехвальных апостолов. – М., «Лествица», 2005).

С XIII века мощи святого апостола Фомы хранятся в кафедральном соборе города Ортона в Италии.


Тропарь, глас 2:

Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, / неверствием бо Христово Воскресение известив / и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, / и ныне нам проси мира и велия милости.

Молитва

О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских.
Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Таинство Покаяния

News image

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

День святой Анны

News image

Святая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же...

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

News image

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по...

Таинство Евхаристии (Святого Причащения)

News image

Со дня Пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в «день Господень», то есть в ...

Таинство венчания

News image

Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их су...

Автокефалия

News image

В последние годы XVII в., когда на царском престоле находился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (а...

Российская грекокатолическая церковь

News image

Первый экзарх Церкви Леонид Фёдоров Российская грекокатолическая церковь (иначе Российская католическая церковь византийского обряда) — восточнокатолическая церковь sui juris («своего права»), со...

СОЦИАНЕ-УНИТАРИИ

News image

В XVI веке итальянским юристам Лелию и Фавсту Социанам удалось объединить людей в одну религиозную Общину, которая приняла название социан ил...

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

News image

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ, секта, основанная в США ок. 1872 и в настоящее время действующая практически во всех странах мира. Полное название – ...

Автокефальная церковь

News image

Автокефа льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) по...

Католицизм

News image

Наиболее распространенным христианским направлением является католицизм. Слова «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Следует сказать, что католическая церковь всегда стремилась стать ед...