Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Константин Великий и победа христианства

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Константин Великий и победа христианства
Литература - Античное христианство

С именем Константина свя­зан поворот Империи к христианству. В начавшейся гражданской войне он одного за другим победил всех своих противников. В 311-312 гг. он раз­громил захватившего Италию Максенция и занял Рим, а в 313 г. Констан­тин и его союзник Лициний разделили Империю между собой. Константину достался Запад Империи, Лициний получил восточные провинции. В 324 г. после новой гражданской войны, Константин победил Лициния. До 337 г. он был единоличным правителем Империя* в последние годы жизни Константина его соправителями были сыновья.

Константин продолжил реформы Диоклетиана, став вторым создателем сис­темы домината. Он завершил административную реформу предшественника и создал сильный центральный аппарат. Наиболее значительной была воен­ная реформа Константина: если Диоклетиан держал армию на границах, продолжая тем самым традицию ранней Империи, то Константин разделил войска на две категории, пограничные армии ( лиметаны ) и стоявшие в глубине стратегические резервы. Император стаби­лизировал имперские финансы, введя новую валюту, золотой солид, про­державшийся до XI-XII вв. Он же сделал важный шаг в сторону отделе­ния восточных провинций: в 330 г. не месте города Византия, занимавше­го крайне важное стратегическое положение, появилась новая император­ская резиденция, Константинополь, ставший в 1У веке второй столицей  Империи, а затем и  вторым Римом и, новой столицей Византии.

Впрочем, главные перемены были связаны с религиозной политикой. Император явно сочувствовал христианству. Эту позицию он унаследовал от отца, Констанция Хлора. Мать императора, Елена, ранее - хозяйка гостиницы, вероятно, была христианкой уже в молодости. Хотя Констанций был вынужден развестись с Еленой, развод был вынужденным, прежние чув­ства явно сохранялись, а Константин с самого начала воспитывался как наследник отца, Елена оказывала огромное влияние на сына, активно участвуя в его религиозных преобразованиях. В 312 г. перед битвой с Максенцием у Мульвиева моста Константин ( по его собственным словам) увидел видение - яркий крест на Солнце с надписью Сим победиши , пос­ле чего, вероятно, и происходит его обращение. Теперь каждая победа Константина означала новый шаг в политическом признании Церкви» В 313 г. Миланский эдикт Константина и Лициния провозгласил свободу совести для всех жителей Империи и окончательно легализовал христи­анство. Конфискованная собственность возвращалась Церкви, император возмещал ей ущерб и начал массовое строительство церквей. Константин еще не был собственно христианским императором. Он продолжал опираться на синкретическую систему культов во главе с культом Солнца и оставался великим понтификом, возглавлявшим всю имперскую религию. Тем не менее, факт сочувствия императора христианам несомне­нен, Помимо денег, христиане получали посты при дворе и администра­ции ( все ограничения, существовавшие ранее, были сняты ) и постепен­но становились партией власти , получая также налоговые и юридичес­кие привилегии. В 321 г. епископы получили право освобождать рабов, в 324 г, император ввел празднование воскресения, в 325 г. он запретил гладиаторские игры, а в 331 г, ужесточил законы о разводе. В резуль­тате политики Константина, число христиан значительно выросло, а в церквях появились очереди желающих креститься.

Константин способствовал и созданию единой церковной организации. Как раз в это время Церковь оказалась расколота богословским спором. Египетский пресвитер Арий поднял проблему Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Арий считал, что все три элемента троицы наход­ятся в иерархическом соотношении и созданы друг другом: Отец создал Сына, а Сын - Святой Дух. Против него выступил епископ Александрии, Александр, преемником которого стал выдающийся церковный деятель, Афанасий Александрийский. Противники Ария возражали против возможно­сти подобной постановки вопроса, объявляя все три ипостаси единой сущностью и выдвинув формулу единосущный .  Спор имел идейную сущность, некоторые ученые видят в нем столкновения ан­тичного рационализма (Арий) и религиозной традиции ( его противники). К нему примешались политические, социальные и региональные, равно как и личностные противоречия.

Церковь стала мощной организацией. К концу правления Константина в Империи было до 1700 епископских кафедр, 800-900-на востоке и 600-700 - на Западе. Зоной максимального распространения были Малая Азия, Сирия и Египет, много христиан было в Греции, Македонии, Африке, Ита­лии, слабее были его позиции в Галлии, Испании, Паннонии, Мезии, Бри­тании. Некоторое число христиан появилось за пределами Империи, 6 ян­варя 303 Го крестился армянский царь Тиридат III, после чего Библия была переведена на армянский язык, а большая часть населения приняла крещение. Вскоре крестилось население Эфиопии, христиане появились в Персии.

20 мая 325 г. состоялся Первый Вселенский Собор, на который собрали около 300 епископов. Создавалась единая церковная организация. Собор принял кредо (символ веры) и 20 организационных канонов. Епископы, как и ранее, были независимы в своих действиях в рамках собственной территории. Вмешательство в дела друг друга запрещалось, а разногласия должны были решаться на соборах, местных, региональных и Вселенских. Новым, однако, было появление пяти митрополитов, которые стояли над други­ми епископами своей митрополии и которым были обязаны подчиняться рядовые епископы. Митрополитов было пятеро: епископы Рима, Антиохии, Александрии Иерусалима и Кесарии. Устанавливался единый день празднования Пасхи.

Очень важным стал вопрос о положении императора: формально он нахо­дился вне Церкви, не будучи ее представителем, а потому вроде бы не имел права голоса. Вместе с тем, присутствовавшие были его подданными, а сам он являлся верховным понтификом, т.е. главой всех религий Империи и тем, что христиане называли епископом внешних сил . Он был на соборе и в ка­честве почетного гостя, и в качестве хозяина дома, поскольку приемы уст­раивались в императорском дворце. Фактическая роль Константина была даже больше, чем формальная, поскольку все резолюции Собора были де факто продиктованы именно им, впрочем, после того, как он все же консультировался с доверенными ему епископами. Начинает формироваться модель отношен­ий императора и Церкви, согласно которой император становится наместни­ком Бога на Земле . Принятие христианства нисколько не ослабило абсолютную власть правителя. Он переставал быть богом или полубогом, но оставался помазанником Господа и нес ответственность только перед ним. Эта модель существовала на Западе до У века н.э., а в Византии - до ХУ века.

Собор занялся вопросом о ересях, центральное место среди которых за­нимало арианство. Многие воспринимали его не как отклонение, а как одно из альтернативных направлений, однако под давлением Константина и неко­торых приближенных к нему епископов арианство было официально объявлено ересью. Никейский Собор, однако, вовсе не подвел черту под этим спором, а скорее стал его исходной точкой. Борьба арианства и православия прошла через всю историю 1У века н.э. Уже в 326 г. под влиянием трагедии в собственной семье, Константин обратился к арианству, сочтя случившееся наказанием за действия против Ария. В 327 г. Арий был возвращен из ссылки, но еще несколько лет ушли на борьбу против Афанасия, упорно сопротивляв­шегося возвращению своего идейного противника. В 335 г. арианство одержа­ло полную победу, в ссылку ушел Афанасий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

День святой Анны

News image

Святая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же...

Таинство брака (венчание)

News image

Когда добрые дети, отправляясь в какой-нибудь неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, нежная ма...

Смысл и значение Таинства Священства

News image

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и па...

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и умилительно его житие. Святой Ал...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

News image

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по...

СОЦИАНЕ-УНИТАРИИ

News image

В XVI веке итальянским юристам Лелию и Фавсту Социанам удалось объединить людей в одну религиозную Общину, которая приняла название социан ил...

О предании, догмах, обрядах, Богослужениях, а также теч

News image

Протестантизм (от лат. protestans, родительный падеж protestantis - публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и пр...

Лютеранская церковь (лютеранство)

News image

Название лютеранство происходит от имени реформатора Мартина Лютера (1483-1546 гг.). Сами лютеране называют себя евангелическо-лютеранскими христианами . При жи...

Кто такие баптисты, и как они появились?

News image

Александр Мень сравнивая баптистов и православных писал: «Православие сохраняет многие древние традиции, баптисты стараются сохранить только традиции первых веков христианства. Пр...

Московское восстание 1682 г

News image

Глава книги: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский История Русской Церкви Попытка отменить преобразования патриарха Никона и восстановить старые церковные порядки была сделан...

Валтасар Губмайер

News image

Валтасар Губмайер (Balthasar Hubmaier, Huebmör, Hubmör, Hubmair, Hubmayr, Hubmeier, 1480 – 10 марта 1528) — немецкий анабаптистский теол...