Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Константин Великий и победа христианства

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Константин Великий и победа христианства
Литература - Античное христианство

С именем Константина свя­зан поворот Империи к христианству. В начавшейся гражданской войне он одного за другим победил всех своих противников. В 311-312 гг. он раз­громил захватившего Италию Максенция и занял Рим, а в 313 г. Констан­тин и его союзник Лициний разделили Империю между собой. Константину достался Запад Империи, Лициний получил восточные провинции. В 324 г. после новой гражданской войны, Константин победил Лициния. До 337 г. он был единоличным правителем Империя* в последние годы жизни Константина его соправителями были сыновья.

Константин продолжил реформы Диоклетиана, став вторым создателем сис­темы домината. Он завершил административную реформу предшественника и создал сильный центральный аппарат. Наиболее значительной была воен­ная реформа Константина: если Диоклетиан держал армию на границах, продолжая тем самым традицию ранней Империи, то Константин разделил войска на две категории, пограничные армии ( лиметаны ) и стоявшие в глубине стратегические резервы. Император стаби­лизировал имперские финансы, введя новую валюту, золотой солид, про­державшийся до XI-XII вв. Он же сделал важный шаг в сторону отделе­ния восточных провинций: в 330 г. не месте города Византия, занимавше­го крайне важное стратегическое положение, появилась новая император­ская резиденция, Константинополь, ставший в 1У веке второй столицей  Империи, а затем и  вторым Римом и, новой столицей Византии.

Впрочем, главные перемены были связаны с религиозной политикой. Император явно сочувствовал христианству. Эту позицию он унаследовал от отца, Констанция Хлора. Мать императора, Елена, ранее - хозяйка гостиницы, вероятно, была христианкой уже в молодости. Хотя Констанций был вынужден развестись с Еленой, развод был вынужденным, прежние чув­ства явно сохранялись, а Константин с самого начала воспитывался как наследник отца, Елена оказывала огромное влияние на сына, активно участвуя в его религиозных преобразованиях. В 312 г. перед битвой с Максенцием у Мульвиева моста Константин ( по его собственным словам) увидел видение - яркий крест на Солнце с надписью Сим победиши , пос­ле чего, вероятно, и происходит его обращение. Теперь каждая победа Константина означала новый шаг в политическом признании Церкви» В 313 г. Миланский эдикт Константина и Лициния провозгласил свободу совести для всех жителей Империи и окончательно легализовал христи­анство. Конфискованная собственность возвращалась Церкви, император возмещал ей ущерб и начал массовое строительство церквей. Константин еще не был собственно христианским императором. Он продолжал опираться на синкретическую систему культов во главе с культом Солнца и оставался великим понтификом, возглавлявшим всю имперскую религию. Тем не менее, факт сочувствия императора христианам несомне­нен, Помимо денег, христиане получали посты при дворе и администра­ции ( все ограничения, существовавшие ранее, были сняты ) и постепен­но становились партией власти , получая также налоговые и юридичес­кие привилегии. В 321 г. епископы получили право освобождать рабов, в 324 г, император ввел празднование воскресения, в 325 г. он запретил гладиаторские игры, а в 331 г, ужесточил законы о разводе. В резуль­тате политики Константина, число христиан значительно выросло, а в церквях появились очереди желающих креститься.

Константин способствовал и созданию единой церковной организации. Как раз в это время Церковь оказалась расколота богословским спором. Египетский пресвитер Арий поднял проблему Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Арий считал, что все три элемента троицы наход­ятся в иерархическом соотношении и созданы друг другом: Отец создал Сына, а Сын - Святой Дух. Против него выступил епископ Александрии, Александр, преемником которого стал выдающийся церковный деятель, Афанасий Александрийский. Противники Ария возражали против возможно­сти подобной постановки вопроса, объявляя все три ипостаси единой сущностью и выдвинув формулу единосущный .  Спор имел идейную сущность, некоторые ученые видят в нем столкновения ан­тичного рационализма (Арий) и религиозной традиции ( его противники). К нему примешались политические, социальные и региональные, равно как и личностные противоречия.

Церковь стала мощной организацией. К концу правления Константина в Империи было до 1700 епископских кафедр, 800-900-на востоке и 600-700 - на Западе. Зоной максимального распространения были Малая Азия, Сирия и Египет, много христиан было в Греции, Македонии, Африке, Ита­лии, слабее были его позиции в Галлии, Испании, Паннонии, Мезии, Бри­тании. Некоторое число христиан появилось за пределами Империи, 6 ян­варя 303 Го крестился армянский царь Тиридат III, после чего Библия была переведена на армянский язык, а большая часть населения приняла крещение. Вскоре крестилось население Эфиопии, христиане появились в Персии.

20 мая 325 г. состоялся Первый Вселенский Собор, на который собрали около 300 епископов. Создавалась единая церковная организация. Собор принял кредо (символ веры) и 20 организационных канонов. Епископы, как и ранее, были независимы в своих действиях в рамках собственной территории. Вмешательство в дела друг друга запрещалось, а разногласия должны были решаться на соборах, местных, региональных и Вселенских. Новым, однако, было появление пяти митрополитов, которые стояли над други­ми епископами своей митрополии и которым были обязаны подчиняться рядовые епископы. Митрополитов было пятеро: епископы Рима, Антиохии, Александрии Иерусалима и Кесарии. Устанавливался единый день празднования Пасхи.

Очень важным стал вопрос о положении императора: формально он нахо­дился вне Церкви, не будучи ее представителем, а потому вроде бы не имел права голоса. Вместе с тем, присутствовавшие были его подданными, а сам он являлся верховным понтификом, т.е. главой всех религий Империи и тем, что христиане называли епископом внешних сил . Он был на соборе и в ка­честве почетного гостя, и в качестве хозяина дома, поскольку приемы уст­раивались в императорском дворце. Фактическая роль Константина была даже больше, чем формальная, поскольку все резолюции Собора были де факто продиктованы именно им, впрочем, после того, как он все же консультировался с доверенными ему епископами. Начинает формироваться модель отношен­ий императора и Церкви, согласно которой император становится наместни­ком Бога на Земле . Принятие христианства нисколько не ослабило абсолютную власть правителя. Он переставал быть богом или полубогом, но оставался помазанником Господа и нес ответственность только перед ним. Эта модель существовала на Западе до У века н.э., а в Византии - до ХУ века.

Собор занялся вопросом о ересях, центральное место среди которых за­нимало арианство. Многие воспринимали его не как отклонение, а как одно из альтернативных направлений, однако под давлением Константина и неко­торых приближенных к нему епископов арианство было официально объявлено ересью. Никейский Собор, однако, вовсе не подвел черту под этим спором, а скорее стал его исходной точкой. Борьба арианства и православия прошла через всю историю 1У века н.э. Уже в 326 г. под влиянием трагедии в собственной семье, Константин обратился к арианству, сочтя случившееся наказанием за действия против Ария. В 327 г. Арий был возвращен из ссылки, но еще несколько лет ушли на борьбу против Афанасия, упорно сопротивляв­шегося возвращению своего идейного противника. В 335 г. арианство одержа­ло полную победу, в ссылку ушел Афанасий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол и евангелист Лука

News image

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4,...

Таинство брака (венчание)

News image

Когда добрые дети, отправляясь в какой-нибудь неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, нежная ма...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Христианство

News image

ХРИСТИАНСТВО, самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате Его деятельности, а та...

Христианство

News image

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с...

Американские лютеране официально извинились за преследо

News image

НЬЮ-ЙОРК. Евангелическая лютеранская церковь Америки (ELCA) официально извинилась за преследования лютеранами анабаптистов в Европе в XVI веке. В декларации, утвержденной на...

Был ли Кальвин радикальным реформатором?

News image

10 июля этого 2009 года исполнилось 500 лет со дня рождения Великого реформатора Церкви Жана Кальвина. И вот уже почти 50...

Староверие

News image

Старообрядцы, ставшие богатыми людьми, не порывали со своей средой и проявляли немалую щедрость в благотворительной деятельности, жертвовали в виде милостыни кр...

Протестантизм

News image

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и ...

О полемике между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамск

News image

Выдвинутая Мартином Лютером концепция «внутренней» свободы вызвала бурную дискуссию в интеллектуальных кругах Европы. И действительно, трудно отделаться от мысли, что пр...

Баптизм

News image

Первая баптистская община появилась в 1609 г. в Амстердаме. Ее основателем считается Джон Смит (1550 – 1612) – англ...