Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Протестантизм - Протестантская этика

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Протестантская этика
Направления - Протестантизм

протестантская этика

В 1517 году папа Лев X начал продажу индульгенций. Агент Майнцкого архиепископа монах доминиканского ордена Тецель приехал в Виттенберг и начал продавать индульгенции в лавке как рыночный торговец. В ответ монах августинского ордена, магистр свободных искусств и святого богословия, ординарный профессор Мартин Лютер вывесил на дверях церкви девяносто пять тезисов против продажи индульгенций. Это было началом разрыва с официальной католической церковью и формирования лютеранства как независимой и полноправной конфессии. Тальберг, стр. 380, Малерб, стр. 141. Принципиально новыми были две вещи - основанная на учении Августина концепция спасения и отношение к мирской жизни. Концепция спасения заключается в том, что человек спасается только верой, которую приобретает только милостью Божьей, единственным авторитетом в делах веры является Священное писание (solo scriptura). Лютер говорит в своих тезисах: ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается (21). Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию - значит лишиться разума (75). Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины (76) . Развивая свою мысль, он писал в трактате О свободе христианина : истинная вера во Христа - это несравненное богатство, которое приносит с собой полное спасение и избавляет человека от всяческого зла, как говорит Христос в последней главе Евангелия от Марка 16 (16): Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет . Исайя предвкушает это сокровище и пророчествует о нем в 10-й главе: Господь пошлет маленькое и всепоглощающее слово на землю и земля будет изобиловать праведностью (Сравн. С Ис. 10: 22). Он как бы говорит: Вера, которая является легким и совершенным исполнением закона, наполнит верующих столь великой праведностью, что они не будут нуждаться более ни в чем для того, чтобы стать праведными . Так Павел говорит в Послании к Римлянам 10 (10): Ибо человек верует сердцем своим и потому оправдан . Вот что говорится об истинной вере в Гейдельбергском катехизисе: Истинная вера - это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в сердце мое, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа . И далее об оправдании: Как вы оправдываетесь перед Богом? - Только истинной верой в Иисуса Христа. И хотя моя совесть обвиняет меня в том, что я тяжко согрешил, нарушая все заповеди Господа и не исполнив ни одной из них, и поныне склонен ко всякому злу, Бог без всякой заслуги с моей, только из милости, дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа. Все это Он дарует мне, как будто я никогда не грешил и сам искупил вину, которую вместо меня искупил Христос. Я лишь причастен этим дарам, если принимаю и сердцем, исполненным веры . Последствием этого утверждения было исключение посреднической роли католического клира: Вы спросите: Если все, кто в церкви, являются священниками, то чем же те, кого мы называем священниками, отличаются от мирян? Я отвечаю вам: это несправедливо, когда слова священник , церковник , духовный или духовенство применяют не ко всем христианам, а лишь к тем немногим, кто сейчас ошибочно и вредно называется духовенством . Святое Писание не делает различий между ними, хотя оно и дает такие имена, как служитель , слуга , управляющий тем, кто теперь гордо называет себя папами, епископами и господами и кто должен, в соответствии со своими пастырскими обязанностями, служить другим и учить их вере Христовой и свободе верующих. Хотя все мы являемся равными священниками, мы не можем все публично служить и учить. Нам не следовало бы делать так, даже если бы мы и могли. Павел пишет об этом в Первом послании к Коринфянам 4 (1): Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих . Эта должность управляющего, однако, теперь превратилась в столь великое проявление власти и столь ужасную тиранию, что никакая языческая империя или другая земная власть не может быть сравнима с ней, как будто миряне не такие же христиане. В результате этого извращения знание о христианской благодати, вере, свободе и о Самом Христе совершенно погибло, а его место было занято невыносимым рабством человеческих дел и законов, пока мы не стали подобными тем, о ком говорит Иеремия в Книге Плача (1), - рабами злейших людей на земле, которые угнетают нас и заставляют служить только своей низкой и порочной воле . ( О свободе христианина ). Лютер требовал секуляризации церковных земель и роспуска монашеских орденов, См. История Европы , т. 3, стр. 277-278. всё это было связано с учением о всеобщем священстве . С критикой церкви связана критика церковного учения о таинствах, из семи которых (евхаристия, крещение, покаяние, священство, брак, конфирмация, елеопомазание) были оставлены только первые два.

С критикой церкви связано и новое отношение к мирской жизни, которое для нас представляется важнейшим догматом лютеранства. Из-за устранения противопоставления между миром и клиром часть принадлежащей клиру сакральности переходит миру. Мир объявляется божьим творением. Католический идеал монашеского аскетизма объявляется кощунственным - отвернуться от творения суть отвернуться от творца. Любое проявление мирской деятельности наделяется сакральным смыслом, любая работа становится богослужением. В Свободе христианина Лютер развивает следующий ход мыслей. Мирские обязанности человека объясняются его двойственной природой, тем, что он содержит в себе человека внешнего и внутреннего: Хотя, как я уже сказал, человек в достаточной мере оправдан верой внутренне, в своем духе, и потому имеет все, в чем нуждается, хотя при этом его вера и все эти богатства должны возрастать изо дня в день, до самой будущей жизни, тем не менее, он живет этой смертной, земной жизнью. В этой жизни он должен управлять своим собственным телом и общаться с [другими] людьми. Здесь и начинаются дела . В данной ситуации истинно верующий примет решение воздать Господу за даруемые им блага: Внутренний человек, который верой создан по образу Божьему, жизнерадостен и счастлив, благодаря Христу, в Котором столь много добродетелей было передано ему; и потому его единственным занятием является радостное и бескорыстное служение Богу, в непринужденной свободной любви . Другое обоснование труда заключается в том, что труд - средство обуздания плоти: он [человек] сталкивается с противостоянием в своей собственной плоти, которая стремится служить миру и ищет собственной выгоды. Этого дух веры не может терпеть, но с радостным усердием он пытается подчинить плоть и держать ее в повиновении [...]человек не может вести праздную жизнь, ибо нужда плоти управляет им и он вынужден творить множество добрых дел для того, чтобы поработить ее . Четвёртое обоснование труда - библейское. Стремление к труду было свойственно Адаму до грехопадения как инстинкт, проистекающий из любви к Богу и желания угодить ему: В Книге Бытие 2 (15) мы читаем, что взял Господь человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его . Бог сотворил Адама праведным, честным и безгрешным, и Адам не нуждался в оправдании путем возделывания и хранения сада; но он не мог бездельничать, Господь поставил перед ним задачу - он должен был возделывать и хранить сад. Эта работа воистину была самой свободной из всех, когда-либо существующих работ, она исполнялась только для того, чтобы угодить Богу, а не для обретения праведности, которую Адам уже имел в полной мере и которая могла бы стать первородным правом для всех нас . Пятое обоснование труда заключается в том, что упорный труд в рамках своей профессии (beruf) является неизбежным следствием новой, утверждаемой через веру жизни: См. Вебер, стр. 130. Следовательно, всегда необходимо, чтобы сам человек, по сущности своей, был добрым, прежде чем смогут появиться какие-то добрые дела, и эти добрые дела следуют после того, как человек стал добрым, и происходят от него, как и Христос говорит: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7: 18) .

У Лютера в переводе из Книги Иисуса сына Сирахова (11, 20-21) появляется слово beruf, означающее профессию и призвание. Согласно Лютеру служение Богу - выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его призванием . Idem. стр. 96, 97. Направление мирской деятельности диктуется божественной волей, поэтому все профессии равны перед богом, и в то же время стремление к обогащению кощунственно и говорит об отсутствии благодати. Вебер приводит слова Лютера о Фуггерах: Если человек накопил за свою жизнь такое несметное количество добра, то сделал он это не праведным, не богоугодным путём , Idem. стр. 131. и отрывок из О торговле и ростовщичестве : Приложи радение к тому, чтобы не искать в такой торговле ничего большего, чем только пропитание, и чтобы, сообразуясь с затратами, хлопотами, трудом и риском, ты сам мог устанавливать, повышать и понижать цены именно настолько, насколько это необходимо, чтобы ты получал воздаяние за свой труд и хлопоты . Idem. стр. 133. Всё это позволяет Веберу сделать вывод о том, что понятие профессионального призвания сохранило у Лютера свой традиционалистский характер Idem. стр. 101. и таким образом, идея призвания в лютеровском её понимании сама по себе вряд ли имеет столь большое значение для нашей постановки проблемы . Idem. стр. 102.

Но идеи Лютера оказались крайне важны для последующего развития реформаторской мыли. В 1536 году в Женеву из Парижа прибыл Жан Кальвин, и в том же году он издал главный свой труд - Наставление в христианской вере . См. История Европы , т. 3, стр. 284. Развивая мысль Лютера о спасении, Кальвин говорит об избранности к спасению, о предопределении. Жизнь каждого человека предопределена изначально, избранные спасутся, а все прочие - нет. Кальвин писал: если очевидно, что по желанию Бога одним даётся спасение, а другим в нём отказано, то это влечёт за собой великие вопросы. Ответить на них можно, только лишь научая верующих тому, что они должны постигать в отношении Божьего предопределения. Этот предмет представляется очень запутанным, так как они не находят каких-либо причин, по которым Бог мог определить одних к спасению, а других к смерти. Однако вскоре обнаруживается, что они сами запутались вследствие недостатка здравого смысла. Более того, в этой тайне, которая их ужасает, мы видим, до какой степени учение о предопределении не только полезно, но приятно и сладостно, благодаря плодам, которые оно приносит. Мы никогда не убедимся как следует, что источник нашего спасения - дающаяся даром Божья милость, пока не познаем предвечное избрание Божье. Оно откроет нам Божью милость в противопоставлении: Он не принимает без различия всех людей в надежду на спасение, но даёт одним то, в чём отказывает другим. [...] Св. Павел ясно свидетельствует, что когда спасение людей связывается исключительно с благодатным избранием Божьим, тогда открывается, что Он спасает по собственной воле тех, кого хочет . Кальвин, т. 2, стр. 375-376.

Это учение имело одно очень важное последствие - ощущение внутреннего одиночества отдельного индивида, См. Вебер, стр. 142, 143. которому неоткуда ждать помощи и не на кого надеяться, кроме себя самого. Лютеране считали, что утраченное спасение может быть вновь обретено покаянием и смирением, Кальвин это отрицает. Всё это могло привести к фатализму, но Кальвин выстраивает другую идеологию, в основе которой лежит лютеровская идея о призвании. Человек, оказавшись без духовной поддержки, особое значение придаёт мирской жизни. Кальвин пишет: Мы должны также, как того требует Бог от каждого человека, на протяжении всей жизни внимательно следить за тем, к чему он призывает нас в любом нашем поступке. [...] дабы своими безрассудством и дерзостью мы не нарушили всего порядка вещей, Бог установил различия между профессиями и образом жизни, предписал каждому его обязанности. А чтобы никто не преступал установленных для него границ, Он назвал каждый образ жизни призванием (vocation) . Кальвин, т. 2, стр. 187. Отталкиваясь от утверждения Лютера о том,что любая мирская деятельность богоугодна, Кальвин говорит о том, что возможно получить более или менее достоверное знание о своей избранности. Скажем так: если моя богоугодная деятельность оказывается успешной, то можно предположить, что и я угоден Богу. Читаем у Кальвина: Бог судит все наши дела соответственно нашему призванию [...] принципом и основанием нашего поведения в разных обстоятельствах является призвание, указанное Богом. И тот, кто не будет им руководствоваться, никогда не найдёт верного пути к исполнению своего долга. Он сможет, конечно, совершить какой-то внешне похвальный поступок, но всё-таки не будет допущен к Божьему престолу, к4аким бы уважением он ни пользовался в глазах людей. [...] Когда каждый будет убеждён, что в любом состоянии его ведёт и направляет Бог, это принесёт большое облегчение во всех заботах, трудах, тяготах и невзгодах. Чиновники станут усерднее трудится согласно своим обязанностям. Отцы семейств найдут в себе силы исполнять свой долг решительнее. Каждый человек будет терпеливее в своём положении и превозможет все трудности, тревоги, огорчения и печали, которые встретятся на его пути . Idem. стр. 188.

Успешность в своей профессии означает получение большого дохода. Но богатство не должно быть предметом алчного стремления: помимо того, что алчность к земным вещам сопровождается многими другими пороками, почти всегда каждый, кто не умеет терпеливо переносить бедность, обнаруживает противоположный порок в изобилии. [...] все те, кто желает непритворно служить Богу, должны, по примеру апостола, учиться жить и в скудости, и в изобилии (Флп 4:12), то есть быть долготерпеливыми в скудости и умеренными в изобилии . Idem. стр. 187. Запрещено тратить богатства на себя: Некоторые люди до такой степени подчинили свои чувства наслаждениям, что похоронили в них разум. Иные настолько услаждают себя золотом, мрамором и картинами, что стали словно камни, превратились в металл и уподобились идолам. Аромат кухни настолько завораживает иных людей, что они становятся совершенно нечувствительны к духовному. То же самое можно сказать о пристрастиях любого иного рода. Отсюда следует, что злоупотребление Божьими дарами определённым образом ограничено . Idem. стр. 186.

Мы вкратце осветили положения лютеранства и кальвинизма. Протестантские секты, порождённые этими религиозными направлениями, будут интересовать нас в гораздо меньшей степени, и их краткая характеристика, надо признать, заимствованная у Вебера, будет дана во второй части работы, в которой мы постараемся наметить связи между протестантской аскезой и капитализмом, или же его духом .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Святая инквизиция

News image

Святая инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, пр...

АВВАКУМ ПЕТРОВ

News image

АВВАКУМ ПЕТРОВ, протопоп (2...

Протестантизм. Основные направления

News image

Англиканство Основное, одно из трех основных направлений протестантизма (лютеранством и кальвинизмом) Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются по...

Филипп Меланхтон – учитель Германии

News image

Немецкий гуманист, евангелический реформатор и первый теолог-систематик лютеранства. В 21 год Меланхтон стал профессором греческого языка в Виттенбергском университете, где за н...

Пятидесятники. Кризисные процессы

News image

Одним из свидетельств кризиса пятидесятничества стало неуклонное сокращение количества сельских обществ, снижение уровня их религиозной активности. Уменьшение числа пятидесятнических объединений в ...

Методизм в США

News image

Духовная жизнь в США на рубеже XVIII-XIX веков представляла собой сложное переплетение различных процессов и тенденций, которые отражали стремление общества, ос...