Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Пятидесятничество - Россия и евангельское движение

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Россия и евангельское движение
Направления - Пятидесятничество

россия и евангельское движение

Что такое российское евангельское движение? Каковы его истоки? Его особенности? Чем оно отличается от западного протестантизма? Каковы перспективы его развития?

Евангельскому движению в России уже больше 150 лет. Но до сих пор нет ответа на вопрос: что представляет собой это движение? Это — нечто инородное, чуждое российской культуре и менталитету нашего народа или — закономерное и необходимое явление? Вопрос не только в том, что думают о евангельских христианах другие люди. Важнее, что мы сами думаем о себе? Как мы себя воспринимаем? Наше самосознание определит роль и место Евангельского движения в духовном пространстве нашего народа. Нам нужно уйти от привычных стереотипов, которые помещают евангельских христиан в узкую религиозную нишу. Бог инициировал в России евангельское движение потому, что без этого не исполнится Его воля для нашей страны. Мы — важная часть Его замысла о России! Встреча с иным как основание для диалога Бог устроил мир таким образом, что для развития человека необходима встреча с иным. Этот принцип заложен в творение еще до грехопадения: семья — это союз мужчины и женщины, союз равных, но разных. И, как плод такого союза, появляются дети, продолжается жизнь на земле. Гомосексуальный «брак» не может дать жизнь будущему поколению. Кстати, еще и поэтому гомосексуализм — это извращение нормального порядка. Эта закономерность прослеживается не только во взаимоотношениях полов. Как только круг нашего общения замыкается на тех, кто похож на нас, развитие прекращается. А постепенно прекращается и сама жизнь. Замкнутые сообщества вымирают. Человек в принципе не может развиваться в изоляции: наше становление как личностей происходит через общение с другими людьми. Широко известен феномен «маугли»: абсолютно здоровый физически ребенок не становится человеком вне общения с другими людьми. Личность, образ Божий, вложенный в него, не раскрывается, фактически, спит. Для формирования нашего самосознания необходимо отражение в сознании другого человека. Мы осознаем себя, когда соотносим себя с другими. Лучше учимся в группе, а не в одиночку. Оттачиваем свои навыки, когда общаемся с теми, кто занимается тем же самым, чем и мы. Чем более разнообразен круг нашего общения, чем с более разными людьми нам приходится иметь дело, тем шире становится кругозор, тем богаче становится личность. И это верно не только в отношении отдельного человека. Церковная община перестает выполнять свою миссию, если она закрыта для взаимодействия с другими общинами и миром. Только в диалоге возможно развитие культур: в замкнутом пространстве, в отсутствие серьезных контактов с представителями других культур, культура народа чахнет, она не дает значимых плодов. Попытки в истории проводить политику культурной изоляции являются наглядным примером того, что закрытые сообщества теряют потенциал к развитию и вырождаются. История российской культуры — наглядный тому пример. Первый значимый взлет культуры Киевской Руси происходит через некоторое время после крещения Руси. Через принятие христианства на Русь пришла письменность и возможность приобщиться культуре Византии, впитавшей в себя наследие и Древней Греции, и Древнего Рима. Удивительно ли, что следующий век — это эпоха Ярослава Мудрого, «Русской правды», бытовой грамотности, расцвета зодчества и роста политического влияния Руси в Европе? Кажется, дальше должно было бы быть еще большее развитие. Русь могла бы усвоить богатейшую философскую культуру Греции, богословское наследие Ранней Церкви, Римскую традицию права. Но ничего этого на Руси не происходит. И виновато в этом не татарское иго. Просто Русь на долгие годы закрывается для культурного диалога. Именно в этом надо искать причину отсталости Руси от Европы. Следующую попытку преодолеть эту отсталость предпринимает Петр Великий. «Прорубание окна в Европу» (также, как и крещение Руси) происходило методами, далекими от евангельских. Но, так или иначе, Россия вновь открывается для взаимодействия с Европой, с другой культурой. И, как следствие — потрясающий культурный подъем в следующем, XIX столетии. Россия создает культуру, значимую для всего мира. Нет нужды перечислять имена Пушкина и Достоевского, Репина и Чайковского, Соловьева и Менделеева, поэтов, писателей, художников, композиторов, философов, ученых… Это — не случайность, это закономерный результат взаимного влияния различных культур. Примеров можно проводить множество. Новое рождается только в диалоге, в столкновении с иным: иным человеком, иной точкой зрения, иной культурой. Встреча с иным заставляет меня задуматься над моей позицией, посмотреть на нее с другой точки зрения, обнаружить, в том числе, и ее слабости. Это — болезненный, но необходимый опыт, без которого человек (организация, нация) застывает, останавливается в своем развитии. Такая встреча — всегда кризис, но бескризисного развития не бывает… Этим «иным» по отношению к русской культуре зачастую был западный протестантизм. Влияние протестантизма на русскую культуру Впервые протестанты появляются в России во второй половине XVI века — во времена Иоанна Грозного. Другими словами, практически одновременно с их появлением в Европе. Конечно, тогда это были только иностранцы, в основном — те, кто был захвачен в плен во время Ливонской войны. Чуть позже появляются торговцы, и в Москве появляется Немецкая слобода. Спустя еще какое-то время строится сначала лютеранская кирха, потом — реформаторская церковь. Несмотря на то, что русские люди мало общались с жителями Немецкой слободы, влияние иностранцев было довольно заметным. Само присутствие, пусть и небольшого количества людей, которые отличались и языком, и одеждой, и образом жизни, и праздниками, и вероисповеданием игнорировать было невозможно. Мы, так или иначе, сравниваем себя с теми, кто от нас отличается. Именно Немецкая слобода, протестанты, оказали решающее влияние на формирование мировоззрения Петра Великого. У Петра была мечта — увидеть Россию мощной европейской державой. В его время иностранцы уже не просто живут в России — Петр активно приглашает их на государственную службу. В XVIII веке значительную часть «государевых людей» составляют протестанты. Немцы-лютеране, голландцы-реформаторы, англичане — члены Англиканской церкви занимают ответственные посты на государственной службе, в армии и на флоте. Многие из них внесли значительный вклад в формирование российской государственности и развитие России. Но, что еще важнее, в это время происходит тесное общение между российскими и западными дворянами, благодаря чему Россия обогащается достижениями западной культуры: науки, философии, литературы. Многие из дворян получают европейское образование. Постепенно западные стандарты образования становятся нормой и для России. Русский разум пробуждается для размышления, творчества, научного поиска. Русская мысль была, по словам Бердяева, оплодотворена западной, и прежде всего — протестантской, мыслью. И взлет культуры XIX века стал закономерным результатом такого оплодотворения. Российская культура не стала, да и не могла стать копией западной. Она развивалась по совершенно особому пути. Но это развитие стало возможным лишь потому, что русский разум смог усвоить и творчески переосмыслить достижения Запада. Без этого у нас были бы просто невозможны ни научная деятельность Ломоносова, ни гений Пушкина, ни развитие русской философии, которая развивалась в диалоге с философией немецкой. К сожалению, эта взаимосвязь была слабо осознана российским сознанием. А потому вместо благодарности, Россия чаще всего противопоставляла себя Западу, фактически отрицая роль западной культуры в формировании культуры российской. И раз за разом Россия повторяет одну и ту же ошибку: под лозунгом «сохранения самобытной российской культуры», страна на деле закрывается от диалога, обрекая себя на паралич мысли и стагнацию. Далеко не все, что приходит с Запада, является безусловным благом. Но закрытость к диалогу всегда является безусловным злом, поскольку не позволяет обогатиться лучшими достижениями иной культуры, а, кроме того, разрушается и иммунитет к худшему. Конец 80-х — начало 90-х годов XX века — классический пример утраты такого иммунитета. Страна слишком долго была закрыта от влияния западной культуры, а потому, после падения «железного занавеса» наш народ был готов принять абсолютно все, что приходило из-за границы, без всякого разбора. И подобное происходит всегда: закрытость общества порождает только неразборчивость его членов, ничего более. Российское евангельское движение и западный протестантизм Евангельское движение в России — это специфически российское явление. Оно не было занесено с Запада, хотя глупо совсем отрицать западное влияние на формирование российского евангельского движения. Но это влияние никак нельзя оценивать как механическое заимствование. Это был живой творческий диалог, в результате которого появилось что-то совершенно новое как для России, так и для Запада. Евангельское движение родилось в результате оплодотворения русского богоискательства западной мыслью. Поиск живых, свободных от давления «официальной» церкви форм поклонения Богу в русском народе начался практически одновременно с крещением. В те времена, когда Россия сильнее всего закрывалась для диалога с Западом, протестное движение в русской церкви становилось сильнее, что подчас прорываясь наружу как движение «стригольников», «жидовствующих», «раскольников» и т.д. К сожалению, реакция официальной церкви на такое движение была такой же, как и реакция всего общества на нечто иное: вместо диалога — закрытость и подавления инакомыслия. Появление на территории России западных протестантов показало русским людям, что есть иной путь построения церковной жизни, отличной от той единственной модели, которую задавала Русская православная церковь. Это и приводит к рождению в середине XIX века довольно специфического явления — российского евангельского движения. Я сознательно избегаю слова «российский протестантизм», поскольку само название «протестантизм» появилось в конкретной исторической обстановке, далекой для российской реальности. Термин «евангельское движение» намного точнее отражает то, что произошло в нашей стране. Поскольку это движение отражало не столько протест, сколько стремление людей жить по Евангелию. Я не пытаюсь отрицать влияние западного протестантизма, но российское движение родилось из совсем другой реальности, а потому имеет свои специфические черты, отличные как от русского православия, так и от западного протестантизма. Эта специфика обусловлена не только тем, как и почему возникло российское евангельское движение. У нашего движения есть и своя специфическая миссия. Мы призваны показывать иной путь, иной образ жизни, иной взгляд на церковь, иную модель развития для нашей страны. Нам очень важно помнить об этом призвании, иначе мы сползаем либо в сторону копирования западных образцов, которые не приживаются в нашей стране, либо пытаемся подражать православию, забывая, что копия всегда заведомо хуже оригинала. Ни в коем случае нельзя «идти в фарватере» православия — это приведет лишь к потере нашего собственного лица. Нам нужно осознать свое особенное призвание, свою собственную роль в нашей стране и четко придерживаться этой позиции. Фактически, это — основная задача, которая стоит сейчас перед нашим движением. Евангельское движение: перспективы будущего Евангельское движение и есть то «иное», что необходимо России для движения в будущее. Мы призваны быть свидетельством, что можно жить по-другому. Иначе служить Богу. Иначе относиться к жизни. Мы соединяем в себе культуру русского народа и опыт западного христианства. Бог поместил нас в России, чтобы дать альтернативу сползанию в прошлое, которое доминирует как в обыденном, так и в политическом, и особенно — религиозном сознании нашего народа. Мы призваны предлагать и демонстрировать жизнью, что возможен иной путь, что христианство может быть адекватно любому времени и любой культуре, что учение Христа — это не отвлеченная теория, а сама жизнь, которая проявляется всегда и во всем, сакрализуя, освещая все стороны жизни и человека, и общества. Это особенно важно в наше время, когда обоюдное стремление к союзу (симфонии) православной церкви и государственной власти, кажется, находит свое логическое воплощение. И византизм становится не историей, а реальностью нашей жизни. В это время голос евангельского движения особенно важен, поскольку без него Россия снова замкнется в себе и остановится в своем движении. И потому для нас очень важно быть собой, а не подстраиваться под православие. Нам не нужно доказывать, что у нас есть апостольское преемство. Наше священство основано на другом принципе — «по чину Мелхиседека». Нам нет необходимости вводить у себя семь таинств: наша сила — в действии Святого Духа, преображающего жизни людей. Нашу связь с апостольской церковью доказывает не богатство традиций, а жизнь по Евангелию прихожан наших общин. Нам не нужно бороться за политические преференции, наш авторитет основан на власти, которую мы получаем у престола Царя Небесного. Мы призваны явить иное христианство. Оно не лучше, и не хуже. Это просто другая грань Евангелия. И очень важно, чтобы эта грань тоже была проявлена в нашей стране. Когда-то диалог разных точек зрения был возможен внутри Единой Церкви. Во многом именно отказ от такого диалога и привел сначала к Великому Расколу, а затем — к Реформации. А внутри русской церкви культура такого диалога практически отсутствовала. И потому необходим внешний оппонент, чтобы другая позиция тоже была и заявлена, и услышана. В каком-то смысле это — противостояние. Но Церковь и призвана противостоять сползанию в обыденность, замыканию в себе самом, поскольку призыв Христа предполагает отвержение себя, преодоление привычного, движение к Небу. А это — всегда риск, которого стремится избежать обывательское сознание. Не будем строить иллюзий: такая Церковь будет гонима. Но в противном случае нам просто нечего делать в этой стране. Михаил Дубровский

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святой апостол и евангелист Лука

News image

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4,...

Св. Бернард, авва и учитель Церкви, Память

News image

Август 20, 2009 — cc74 Святой Бернард Также известен как Сладкозвучный Учитель Церкви; Последний из Отцов Святой Церкви Биография Французский аристократ. В возрасте 22 ле...

Святитель Николай Чудотворец

News image

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Особо он почитается в России как скорый помошник в са...

Святой апостол Андрей Первозванный

News image

Святой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Ск...

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

Совершение Таинства

News image

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на до...

АДВЕНТИСТЫ 7-го ДНЯ

News image

Секта американского происхождения, примыкающая к баптистам и имеющая особое пристрастие к Ветхому Завету. Ее основателем является простой фермер Вильям Миллер (1...

Старообрядцы и староверы – одно и то же? (комментарий в

News image

Храм Рижской Гребенщиковской общины ПОМОРЦЫ Наиболее умеренное согласие среди беспоповцев. Другое название группы - даниловцы. Возникло в Поморье вскоре после раскола, вызванного ре...

Митрополит Платон

News image

Выдающиеся личности этого времени среди церковных деятелей — это Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) — крупнейший философ, богослов и ...

Особенности идеологии современного протестантизма

News image

Идеология протестантизма формировалась в процессе приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской ид...

МЕННОНИТЫ

News image

Своими проповедями Меннон привлек к себе рассеян­ных анабаптистов, объединил их в общины, введя в них строгую дисциплину. Он оставил в си...

Джироламо Савонарола

News image

Джироламо Савонарола (итал. Girolamo Savonarola; 21 сентября 1452, Феррара – 23 мая 1498, Флоренция) — итальянский доминиканский священник и глава Фл...