Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Признанные Святые - ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ
О христианстве - Признанные Святые

Введение

Человек это духовно-телесное существо и он нуждается в освящении не только души, но и тела, а для восприятия благодати необходимы соответствующие духовно-чувственные средства, то есть видимые чувственные знаки, которые названы – таинствами. Таинствами они называются потому, как уже отмечено, что в чувственных, то есть вещественных знаках содержат действия духовные и неизреченные. Иными словами это такие богоучрежденные священные действия, через которые тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа или иначе спасительная сила Божья.

Для существ, не имеющих подобной нам телесности, возможно непосредственное созерцание тайных действий Духа Божьего и восприятие благодати или удаления от нее, поэтому в таинствах они не нуждаются. Тем не менее, эти существа, в зависимости от их духовности - ангелы света очень уважительно, либо крайне негативно относятся к таинствам - ангелы тьмы. Более того, ангелы тьмы смертельно боятся любого таинства и особенно таинства причащения .

Само христианство есть божественная тайна, поэтому и таинств в христианстве множество, но основными считаются семь таинств , как основополагающие для спасения рода человеческого. Церковь не всегда принимала это исчисление, так как трудно провести грань между таинствами и обрядами, через которые также преподаются благодатные дары, да и условия их совершения часто бывают те же, что и для таинств, но обряды недостаточны для спасения.

В Священном Писании нигде не сказано, что таинств семь, так же, как не указано и меньшего количества, но имеются ясные свидетельства обо всех семи таинствах, причем каждому из них присущи существенные свойства : божественное установление, видимое действие и обетование особой благодати приемлющему таинство.

Церковь только по обстоятельствам времени долго не формулировала их в

кратких и точных выражениях своего учения. Ни один из святых отцов древности, не изложил цельного учения о таинствах, поскольку не было необходимости. Когда же стал вопрос защиты христианства и его чистоты, то у многих отцов все больше стало упоминаться о тех или иных таинствах, а все вместе они свидетельствовали о совершении в их время всех семи основных таинств. Таким образом, основных таинств церковных семь: крещение, миропомазывание, покаяние, причащение, елеосвящение, брак и священство .

Три таинства крещение, миропомазывание и причащение предназначены для всех людей, чтобы каждый человек мог стать христианином и затем, преуспев в христианском благочестии, достигнуть вечного спасения. Эти три таинства неразрывно связаны друг с другом, через которые таинственно совершается воплощение человека в Церкви. В этих таинствах человек становится причастником спасительного дела Христова и усваивает Его дарования.

Два таинства покаяние и елеосвящение предназначены для всех христиан, как два спасительных врачевства, одно от болезней душевных, а другое от болезней телесных и душевных.

Два таинства брак и священство не обязательны для всех христиан, но они

необходимы для цели Церкви вообще, для ее существования и процветания.

Таинства имеют две стороны: 1) внешнюю или обрядовую и 2) внутреннюю или душевную.

Сущность и цель таинств.

Сущность таинств состоит в том, что дары благодати подаются христианину

непосредственно Богом, но в обязательном порядке только через священнослужителя. Каким-то таинственным для нас путем, благодать Божья воздействует и взаимодействует как с видимым, так и с невидимым мирами. В каждом таинстве этот взаимный переход из одного мира в другой, осуществляется для нас посредством определенного видимого воздействия на видимые материальные вещества и определенный образ мысли, выраженной в словах известных соответствующих форм для каждого таинства. В связи с тем, что человек утратил, данную ему вначале возможность созерцать оба мира, то этот переход из одного мира в другой человек воспринимает только через веру.

С точки зрения логики таинства непостижимы , так как они недоступны

человеческому разуму, а их благодатное действие можно ощутить лишь собственным церковным опытом. Сам Христос установил таинства, чтобы дать:

В этой связи, первым и существенным признаком таинств является их

богоучрежденность , то есть их божественное происхождение. Второй признак таинств - видимый образ , то есть видимые средства (обряды), внешние знаки, посредством которых воспринимается невидимая сила Божья и призывается благословение Божье на внешнюю жизнь и деятельность человека. Третий признак таинств - снисхождение в таинстве на человека благодати Божьей, изменяющей его жизнь, очищающей ее от греха и способной возродить человека, но сами таинства в православии спасительны лишь при условии искреннего стремления человека духовно и нравственно измениться. Только внешнее же их принятие, может стать для человека гибельным. Апостол Павел пишет о причащении: « Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себ е» (1Кор.11:29).

Без таинств мы не можем:

не своим желанием, не своими усилиями стать частицей тела Христова;

своими силами соединиться с Духом Святым;

стать участниками божественной природы;

стать подлинно детьми Бога живого, как бы мы не верили и не тосковали по этому.

Таинства это двери к познанию Бога, а также каналы поступления божественной благодати , они являются путем нашего приобщения и общения с Ним, где общение всегда глубже приобщения, всегда шире и общительнее. Такое общение это уже область веры, поэтому таинства совершаются только над верующими людьми. Действительность благодати в таинствах – безусловна , она не стесняет свободы человека и не действует на него непреодолимо. В таинствах благодать действует не формально механически, а лишь в той мере, в которой человек способен ее воспринять, поэтому если вспомнили забытый грех, независимо от того, принято таинство елеосвящения или нет, необходимо обязательно покаяться в нем на исповеди.

Цель таинств – дарование людям благ любви Божьей, а плодом таинств, то есть их результатом есть освобождение от греховной жизни. Иными словами таинства существуют для того, чтобы очистить нашу душу и удостоить ее вечного блаженства. Каждое таинство имеет свою особенность, но без крещения остальные таинства не имеют божественной силы, поэтому безрассудно участвовать в таинствах Церкви, не будучи крещенными , что может лишь ухудшить их положение, как нарушивших законы духовного мира.

Действенность и действительность таинств

Важнейшими условиями таинств, считаются действительность и действенность. Действительность это объективная сторона таинства, которая заключается в том, чтобы таинство было правильно совершено, то есть законным духовным лицом, соблюдающим законную внешнюю форму согласно божественному установлению, иначе таинство недействительно. Однако для того чтобы оно было действенным, а верующий сподобился получить благодать, он должен приступать к нему с особенным настроением, проявить искреннее желание и полную готовность принять таинство, осознать величие совершаемого и искренно верить.

Таинства, совершенные вне православной Церкви, могут быть действительны, но не действенны, то есть без благодати . Характер действенности таинства различен, но всегда сообразен с духовным состоянием человека, хотя часто спасительное влияние таинства обнаруживается и действительно спустя более или менее продолжительное время по принятии его.

Далеко не все обладают одинаковою способностью к восприятию благодати: иной вмещает менее сравнительно с другим, у которого духовная природа богаче, а духовно-нравственная жизнь шире и глубже. Именно поэтому одно и тоже священнодействие, совершаемое над различными людьми, сопровождается не одинаковыми последствиями для духовно-нравственного развития человека: не одинаковыми последствиями в смысле количественном, но не качественном, поскольку в последнем смысле действие таинства в людях достойных - одинаково , то есть всегда спасительно.

Таким образом, для полного совершения таинств, требуются три условия, чтобы они были действительны:

священник или епископ, законно рукоположенный;

соответствующее вещество (материя);

призвание Святого Духа и известная форма слов в соответствующем таинстве.

Первым условием действительности таинства является обязательность совершения таинства только лишь законно-рукоположенным епископом или священником. Законным, то есть согласным с законами Церкви рукоположением является такое, которое совершено епископом, принявшим власть поставления священнослужителей по прямому и непрерывному преемству от самих апостолов.

Преемства от апостолов и непрерывность этого преемства служит признаком истинной иерархии и свидетельствует о праве человека совершать таинства. Благодатная сила таинств зависит от спасительного подвига и воли Христа Спасителя. Он Сам, невидимо действуя Духом Святым, сообщает в таинствах спасительную благодать. Сам Он невидимо и совершает таинства, а епископы и священники, священнодействуя, совершают только естественные действия в таинствах, поскольку они лишь служители Его и видимые орудия , поэтому их личные достоинства или недостатки не могут иметь влияния на действительность таинств, а значит личные качества исполнителей Его воли, не могут изменять силы таинств.

Тем не менее, следует стремиться, чтобы нравственный облик священника соответствовал высоте его сана и совершаемых им таинств. Достоинство всегда относительно и не может считаться чем-то безусловным: пред Богом любой человек нечист и недостоин, однако Господь, снисходя к немощи человеческой, не лишает действительности церковных таинств. С учетом изложенного, действенность таинства не теряет своей силы в зависимости от благочестности священника или епископа, который в свое время будет сам держать ответ перед Богом за свои ошибочные деяния.

Вторым условием действительности таинства со стороны богоустановленного порядка совершения его, служит употребление определенного вещества для таинства или его видимого знака. Для таинства крещения проводником и видимым орудием таинственного действия благодати для человека Господь избрал воду , для евхаристии - хлеб и вино , для миропомазания – миро , для елеосвящения - елей . В других таинствах сообщение благодати соединено с применением определенного видимого знака:

Третьим условием правильности совершения таинств , от соблюдения которого зависит действительность таинства – это призывание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святого Духа.

Призывание Святого Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям, при совершении таинства, таинственно-благодатное значение. Таинство крещения совершается словами священнодействующего: «крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа». Таинство миропомазания совершается словами: «печать дара Духа Святого». Таинство покаяния совершается словами разрешительной молитвы («Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит тя, чадо»). В таинстве евхаристии освящение даров начинается благодарственною молитвою («Достойно и праведно Тя пети» - по чину литургии святого Иоанна Златоуста, либо «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый» - по чину святого Василия Великого). В таинстве елеосвящения - молитва таинства: «Отче Святый, Врачу душ и телес…», произносимые при крестообразном помазании болящего освященным елеем. В таинстве брака - слова: « Господи Боже наш, славою и честию венчай я». В таинстве священства такую существенную часть составляет молитва хиротонии, тайно произносимая рукополагающим и заключаемая крестообразным осенением рукополагаемого.

Второй и третий условия действительности таинств, относящиеся к способу совершения, иногда называются: материей таинства и формой таинства соответственно.

Действие благодати происходит в действительных таинствах всегда, независимо от религиозно-нравственного состояния приемлющего таинство, но результат этого действия неодинаков и зависит от направления человеческой свободы, а именно - во спасение или в осуждение, то есть зависит уже от внутреннего расположения принимающих таинство, поэтому от действенности таинств - необходимо отличать их спасительность .

В этом вопросе католики ошибочно признают, что спасительность таинств не зависит от внутреннего расположения приступающих к ним , считая спасительным лишь одно внешнее условие принятия таинства, правильно совершенного. Это означало бы насилие над волей человека, но Бог ни при каких обстоятельствах не нарушает свободную волю человека, поэтому спасительное действие таинства практически всегда зависит от нравственного состояния человека, от которого требуется вера, сознание важности искоренения желаний, противоречащих воле Божьей и готовность принять его. Если этого нет, принятие таинства служит к осуждению человека (1Кор.11:6-30), тем более что для надлежащего принятия таинств, требуется и соответствующее приготовление, а также телесная чистота, поэтому над женщинами во время их естественного очищения, никакие таинства вообще не совершаются.

Для того чтобы действие таинств было спасительным для принимающего таинства, необходимы его:

вера в таинство;

искреннее желание принять таинство.

Вера в таинство , то есть вера в возможность получения благодати искупления посредством внешних священнодействий, есть первое условие для того, чтобы таинство, совершенное над человеком, сопровождалось спасительными последствиями. Отсутствие этого условия препятствует благодати оживотворять душу человека, производить спасительное действие, хотя действительность таинства через это не исключается. Это сравнимо с тем, что сила света и само присутствие его не уничтожается, вследствие того, что слепой не в состоянии воспринять его лучи или загрязненная, мутная среда не может пропустить их через себя. Таким образом, отсутствие этого условия веры - препятствует благодати осуществить спасительное действие , но не устраняет действия силы Божьей вообще, направляемой при этом так, как угодно Богу, не допускающему никакого вида хулы на Святого Духа.

Спасительность таинства сохраняется и при отсутствии сознательной веры младенцев или недостаточной твердости веры, иногда ощущаемой людьми, приступающим к таинствам, поскольку недостающее – восполняется силою Божьей через восприемников.

Другим необходимым условием спасительного действия таинства является искреннее желание человека принять таинство , поскольку благодать не действует на человека насильственным образом, не спасает человека против его воли, против желания. Препятствием к спасительному действию таинств, служит лишь полное отсутствие этого желания, которое является результатом отсутствия веры.

Таинства являются действиями Божьими, совершаемыми именно только в

пределах Церкви, в которых Бог Свою благодать дает нам посредством вещественного мира. В таинствах Церковь доводит до нас благодать, которую мы не способны принять иначе, порой даже великим подвигом, - доводит ее до нас как дар, через вещество этого мира: вода – в крещении; хлеб и вино – в евхаристии, миро – в миропомазании. Если допустить, что таинства, совершаемые вне православной Церкви действительны, тогда нет единой Христовой Церкви, а значит, нет главы ее Христа, что совершенно исключено.

Со стороны способа совершения таинств, условием их действительности служит правильность совершения таинств , то есть совершение их по установленному чинопоследованию. Однако в чинопоследованиях таинств не все имеет одинаково важное и существенное значение. Чинопоследования развивались постепенно и потому в разные времена и в разных поместных церквах имелись и теперь имеются свои особенности. Все такие особенности не определяют действительности таинств, но имеют значение для возвышения молитвенности и вообще духовного настроения как совершителя, так и, что особенно важно, - приемлющего таинство. Действительность же таинства, при всех прочих необходимых условиях обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенно-важного в чинопоследовании таинства , - того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, те элементы чинопоследования, с которыми Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати.

Тайносовершитель таинств

Все таинства совершает Сам Христос , а священник в руках Божьих является лишь орудием, но орудием избранным и многие не знают этой великой божественной тайны. Священник или епископ действует во имя Христово и силой Святого Духа.

Однако есть моменты, когда священник или епископ не действует в любом таинстве, но только молится, а все действия принадлежат только Богу , иначе это бы значило, что человек получил власть над Богом, причем при совершении любого таинства, свобода человека всегда сохраняется. В этой связи, следует четко уяснить, что православные церковные таинства это божественный дар для той части грешного человечества, которая приняла крещение и следует в фарватере Божества, в фарватере истинной Церкви, несмотря на человеческие ошибки и оплошности, но эти таинства не имеют ничего общего с магией.

Магии как таковой вообще не существует во всей вселенной, а то, что мы называем магией – это, по сути, использование демонических сил в корыстных целях, расплачиваясь душевными потрясениями и свободой, притом кто кого больше использует – это далеко не простой вопрос и чаще ответ на это прояснится лишь в вечности.

Таинство - явление мистическое, но не магическое , это явление Святого Духа, действующего через лиц, Им просветленных, и дарующего повышенную силу благодати лицам, его ищущим и поддающимся такому просветлению. Именно ошибочное магическое восприятие таинств, церковных священнодействий, культа в целом, является одной из главных причин вырождения христианской религии в людях, ее искажении и сползания к язычеству.

Необходимость и предназначение таинств

Необходимость таинств заключена в том, что мы сами не можем подняться к Богу, поэтому Бог Сам сходит к нам , соединяя вещество мира непостижимым образом с Собой, даря нам благодатные силы, которые способны преобразить самого человека, если только мы сами их не отвергнем. Церковные таинства очень важны для любого человека, поскольку человек состоит из души и тела, а благодать освящающая всего человека сообщается не только духовным, но и чувственным способом - чрез вещество и/или священнодействие, то есть посредством таинств. Жизнь во Христе совершается через таинства, которые открывают завесу духовного мира и божественный свет освещает и освящает нас. Посредством таинств в человеке рождаются органы восприятия духовной жизни. Они необходимы уже в этой жизни, а в следующей, без них, вообще невозможно войти в общение с Христом.

Таинства занимают центральное место среди всех освятительных божественных установлений. По отношению к ним, все остальное является только как бы предваряющим и сопутствующим.

Все таинства, само понятие таинств и их возможность выражена в воплощении Христовом. В более широком смысле предназначение таинств - это устройство и совершение Церкви, а не просто освящение верующих как отдельных личностей. По этой причине разные таинства не составляют отдельные средства благодати, независимые одно от другого, но составляют собой единство и главное - обязательно и существенно имеют отношение к божественной евхаристии. Она является их завершением и причиной существования других таинств, это таинство таинств, в котором завершается и осуществляется Церковь , являясь единственным путем, ведущим в царство Небесное.

Божественные силы нам даются свыше, как дар, но проявляются они лишь при активном нашем участии в любви к Богу, таким образом, они не могут осуществиться без нашего участия. Бог не относится к нам как к пассивным существам, но то, что должно быть достигнуто, не может вырасти от земли, не может быть чем-то, что мы сами создаем или для чего мы вырастаем, оно должно сойти с Неба, быть даром, который нами принимается или отклоняется, и способ, посредством которого этого можно достигнуть и являются таинства Церкви.

Сегодня люди далеки от Бога, поэтому духовнику следует применять икономию (снисхождение) , ибо, если он применит в точности церковные каноны, то достойных причащения не найдется никого из исповедующихся или найдутся совсем немногие. В снисхождениях нельзя быть уж слишком снисходительным, но и строгости должны быть умеренными, чтобы сохранить в людях покаяние.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Матрёна Московская

News image

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9/22 ноября 1885 года в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была че...

Таинство венчания

News image

Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их су...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 с

News image

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное уч...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

Протестантизм в Англии

News image

Поводом к реформационным действиям в Англии стал конфликт короля Генриха VIII с папой римским Климентом VII. Не имея наследника мужского по...

Пятидесятники

News image

Пятидеся тники — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его ка...

Евангельские христиане. Миссионерский марафон

News image

Миссионерский марафон Как стало известно нам от пресс-службы миссионерской экспедиции Российского Союза евангельских христиан-баптистов, евангельские христиане баптисты начали беспрецедентный во...

Католические новомученики России

News image

Католические новомученики России — программа Католической церкви в России, утверждённая Конференцией католических епископов Российской Федерации 30 января 2002. Задача программы — ра...

Был ли Кальвин радикальным реформатором?

News image

10 июля этого 2009 года исполнилось 500 лет со дня рождения Великого реформатора Церкви Жана Кальвина. И вот уже почти 50...

Молоканство. С христианской точки зрения

News image

Яков Кротов: Тема нашей передачи посвящена молоканам. У нас в гостях председатель совета Московской общины духовных христиан-молокан Яков Васильевич Евдокимов, пр...