Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Христианство - ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ
О христианстве - Христианство

христианское нравственное учение

Особенностью христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей. Поэтому все этические проблемы - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести , о смысле жизни и счастье , - рассматриваются здесь через призму христианского вероучения.

Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от первородного греха , о том, что с самого рождения человек порабощен греху и злу , а потому обречен на страдания в земной жизни и наказания после смерти. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Ведь источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку божественный нравственный закон , который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через внутреннее чувствование - совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.

Этот богооткровенный, или внешний , закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.

Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно невероятный вид. Вместо очистительного жертвоприношения людей Богу во искупление человеческого несовершенства здесь Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте. Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать ответную бескорыстную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души - божественную благодать.

Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами, но вернее всего - через совершаемые церковью таинства. Осенённый ею человек уже не довольствуется переживанием в своей душе божественного нравственного закона в субъективно-чувственной форме, а сознательно обращается к христианскому вероучению, принимает участие в богослужении и культе, идёт по пути спасения с помощью божьей церкви.

Становится понятной и роль страданий, мучительных переживания чувства боли от лишений и тягот жизни, которые являются обычным состоянием человека на земле и следствием его греховности, с одной стороны, а с другой, - посланным Богом испытанием крепости веры человека, его смирения и терпения. Страдания и зло, выпадающие на долю любого человека, оказываются необходимы для осознания собственной ничтожности и бессилия, для стремления к преодолению гибельного разрыва человека с Творцом. Бог не вмешивается в течение человеческой жизни, наполненной бесчисленными бедствиями и несчастьями, а лишь даёт верующим силы для перенесения тягот и страданий вместе с надеждой на будущее спасение. Страдание в христианстве - это не бессмысленное и бессловесное перенесение мучений, а всегда очищающее душу со-страдание, несение своего креста и сораспятие Христу, добровольно пострадавшему за людей.

Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения. Прежде всего, это ветхозаветный декалог (десять заповедей), новозаветные евангельские заповеди блаженства и другие нравственные наставления, образующие нравственный кодекс христианства. Изложенные в декалоге заповеди представляют религиозное осмысление некоторых наиболее общих оснований совместного бытия людей, изложенные в категорической форме запретов и предписаний. Первые четыре заповеди не имеют непосредственно нравственного содержания, утверждая необходимость верности единому Богу, а остальные шесть предписывают почитать отца и мать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать и не желать чужого.

С точки зрения христианства эти заповеди являются проявлением божьей милости, указывающей путь к прекрасной жизни и ограждающие людей от беспорядка и хаоса. От имени высшего дляверующего человека авторитета - Бога, здесь утверждается общественная необходимость и ценность норм жизни, осуждающих и запрещающих ложь, воровство, посягательство на жизнь человека и его собственность. Вследствие этого десять заповедей воспринимаются как моральный кодекс, оказывающий воздействие не только на религиозную, но и на нравственную историю и современную жизнь общества. В то же время следует отличать нравственное содержание и религиозную форму обоснования этих заповедей, которые в своем моральном содержании имеют общечеловеческую ценность, входят в нравственный опыт и сознание человечества, тогда как божественный авторитет и санкции лишают их бескорыстия и этим снижают моральную ценность.

Новозаветная концепция морали сохранила ветхозаветный кодекс и дополнила его положительным нравственным содержанием, образующим нравственный идеал христианства. Сердцевиной его можно считать Нагорную проповедь Христа, давшего своей жизнью зримый образец воплощения новой, невиданной ранее морали.

Ее основу составляют, так называемые заповеди блаженства , провозглашающие новый, особый, вид духовного блаженства, проистекающего из сознания собственного смирения и кротости, несовершенства и греховности, той особой силы духа, что позволяет, не ропща терпеть невзгоды и страдания во имя святости и правды. Не злоба и мстительность, не возмущение несправедливостью и надежда утвердить ее силой, а сердечность и искренность в своей готовности претерпеть все несправедливости и гонения за правду. Ведь во всех своих бедствиях виноваты прежде всего сами люди, вследствие чего готовность к покаянию через осознание своей причастности ко злу и желание исправления, милость и сострадание к несчастному человеку,- вот единственный путь для праведника, наградой которому будет Царство Небесное.

Бессильный отказ отчаявшихся в реальном избавлении угнетенных и обездоленных от борьбы за улучшение своего положения, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают здесь религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность. Переживаемые человеком горечь и отчаяние от невозможности исправить царящее в мире зло и одновременно страстная надежда на справедливость заставляют верующего смириться со своим положением, перепоручив решение проблем Господу. От имени Христа провозглашается невиданный ранее идеал смирения и всепрощения, самоуничижения и непротивление злу силой: блаженны нищие духом , блаженны плачущие , блаженны кроткие, милостивые, алчущие и жаждущие правды , блаженны чистые сердцем и изгнанные за правду . Именно такие подвижники составляют соль земли и свет мира , открывающие дорогу к новой праведной жизни.

Основными положениями проповеди Христа стали заповеди: любите врагов ваших , молитесь за обижающих вас , ищите прежде всего Царства Божия и правды его . Требования покорности и непротивления доводится до крайней степени: кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую .

Нагорная проповедь учит обездоленных возлагать все надежды только на Отца небесного, а не на собственные разумения и силы, перенося осуществление чаяний человека на благополучие и счастье в потусторонний мир, способствуя этим пассивно-примиренческого отношения к действительности. Этим христианская этика способствовала умиротворению верующих и сохранению стабильности общества, одновременно освящая отказ от активной деятельности по изменению и преодолению бесчеловечных условий жизни.

При этом следует отметить, что таким образом утверждался соответствующий гуманистическим ценностям и единственно им адекватный ненасильственный способ построения межчеловеческих отношений. Сама же Нагорная проповедь явилась значительным вкладом в развитие гуманистической идеологии, провозглашая любовь в различных ее проявлениях абсолютной ценностью человеческой жизни.

На этой основе Христос воспроизводит знаменитое золотое правило нравственности , выступающее во многих моральных системах критерием нравственно-ценного поведения. Особенностью его формулировки этого правила является перенос акцента с самого действия на его мотив: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Такой подход усиливает моральное звучание всех заповедей, ибо можно соблюдать правила добродетельного поведения из страха осуждения и наказания, однако подлинную ценность оно будет иметь, только если совершается из любви к человеку и желания ему добра.

Сам образ Христа дополняет этот словесный нравственный идеал христианства, давая верующим свидетельство единения человека с Богом и одновременно образец духовного величия и совершенства. Он пережил, как и все люди, множество страданий, испытывал голод и жажду, нуждался в одежде и обуви, испытывал тоску и скорбь, усталость и одиночество. Но он знал своё предназначение - служить духовному спасению человека и возрождению его к лучшей жизни - и ни на минуту не дрогнул, не уклонился от своего страшного жребия. Не было ни одного человека, обратившегося к нему за помощью и ушедшего огорченным, необнадеженным. Страдания людей отзывались болью в его душе, и он стремился помочь всем, не чураясь и тех, которых все давно покинули - разбойников, прокаженных, блудниц - ибо знал, что все люди не безгрешны и могут быть спасены силой любви.

Он служил людям самоотверженно и без гордыни, до изнеможения и усталости. Всегда был готов идти куда угодно, чтобы нести помощь людям, слова правды и утешения.

В общении с сильными мира сего не испрашивал благоволения, не заискивал и ничего не боялся. Когда нужно было молчать, он молчал, но когда нужно было сказать, он не молчал, чем бы это ему не грозило. Он терпел человеческие слабости, прощал грехи раскаивающимся, но ненавидел ложь и неискренность в служении Богу, - резко обрушивался на ханжей и фарисеев за их лицемерие и показное благочестие.

Всей своей жизнью, смертью и воскрешением Христос утвердил правоту своего учения и проповедей. Его облик предстал как образец нравственного величия и совершенства, силы духа, увлекающей за собой не принуждением, а примером любви и самоотверженности. Ибо Богу нужно не просто соблюдение человеком заповедей, а самоотверженное и бескорыстное служение, добровольная и искренняя вера, чистая духовная любовь.

Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Как наибольшую заповедь Христос провозглашает требование возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением своим . Но любовь к Богу становится реальной в любви к ближнему, не знающему различия между чужими и своими , хорошими и плохими . Поэтому любовь относится к главным христанским добродетелям, то есть нравственным наклонностям человека к деланию добра (исполнению нравственного долга) и отторжению от зла. Наряду с нею к важнейшим христианским добродетелям относятся вера в Бога и надежда на него.

Наоборот, гордыня, самонадеянность, самомнение, заносчивость, столь присущие, с позиции христианства, язычникам и неверующим, есть прямое умаление и оскорбление Бога, следовательно, страшный грех.

Наряду с этими добродетелями в христианстве высоко ценятся производные от них - смирение, послушание, самоотречение, самоуничижение, кротость, милосердие, всепрощение и другие.

Важнейшей добродетелью в христианстве выступает требование аскетизма, такого образа жизни, который характеризуется суровым самоограничением, отречением от жизненных благ, удобств и удовольствий, подавлением плоти . В некоторых случаях это подавления и умерщвления плоти доходило до полного самоизнурения и самоистязания, чем прославились некоторые святые.

Ценность аскетизма определялась его сущностной сопричастностью христианскому вероучению с его пренебрежением к земной жизни и её радостям во имя жизни вечной, со стремлением утвердить первенство духа над материей. Отсюда враждебное отношение христианства к человеческой телесности, плотским потребностям и чувственности, которые неизбежно отвлекают человека от духовных устремлений, разжигают в нём страсти и неизбежно влекут к пороку. Одновременно подчинение чувственности и страстям делает человека их рабом, способствуя развитию эгоизма, погруженности в земные дела и заботы о мелочных интересах, тем самым отвлекая его от Бога и спасения.

К христианским добродетелям причисляются также молитвы, участия в богослужениях, исполнение таинств, соблюдение постов и религиозных праздников и т.п.

К порокам и грехам относится всё, что препятствует человеку общению с Богом, отвлекает его от служения Богу, а значит, от обретения спасения. Католицизм устанавливает даже в качестве догмата разделение всех грехов на простительные , не влекущие к окончательной погибели души, и смертные , моральное зло которых столь велико, что искупить его невозможно. Это семь смертных грехов: гордыня, алчность, вожделение, зависть, чревоугодие, гнев, ленность. Они осуждаются и другими разновидностями христианства.

Вообще этические установки трёх христианских конфессий построены на едином фундаменте, но имеют различия.

Так, православие подчёркивает тезис о ничтожестве собственных нравственных сил человека и особенно культивирует настроения подавленности, смирения, долготерпения, покаянности и аскетизма, что сказывается и на мирской жизни человека, во многом смирившегося с тяготами и лишениями жизни и безропотно их принимающего. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, братской любви и отзывчивости человека.

Католицизм придал этическому учению торгашеский дух холодной расчётливости, поставив спасение человека в зависимость от баланса его добрых дел и заслуг и их перевеса перед пороками и прегрешениями. При этом заслуги разделяются на должные, которые необходимы для спасения и оправдания перед Богом, и сверхдолжные, составляющие излишек добрых дел . Причём, церковь присвоила себе право распоряжаться этим излишком по своему усмотрению (на чем была основана практика продажи индульгенций). Под сильным влиянием иезуитов католическая этика развивает нравственную казуистику - трактует применение общих законов нравственности к частным случаям таким образом, что нарушение каких-то требований долга во имя более высоких ценностей, может быть оправдано по принципу цель оправдывает средства .

Протестантизм, подчёркивая человеческую греховность и бессилие перед лицом Бога, тем не менее требует от него всемерной активности не столько в богослужениях и обрядах, сколько в выполнении своей мирской работы, составляющих одну из взаимопригодных служб устроенного Создателем миропорядка. Он отрицает роль церкви в деле спасения, большинство таинств и обрядов, считая спасение божественной благодатью, даваемой человеку свыше не за какие-то заслуги или богоугодное поведение, а просто так, как знак божественного избрания, в форме личной веры в Бога и искренней готовности жить по-божески. Протестантской этике также более присущ дух сурового ригоризма и мирского аскетизма.

Таким образом христианство создало развернутое законченное учение о нравственности, включающее вопросы происхождения и абсолютной природы морали, нравственной необходимости и моральной свободы, христианских нравственных ценностей, норм, добродетелей и нравственного идеала.

В целом христианское учение о нравственности представляет собой важнейший этап в развитии идеологии гуманизма, имеющий не только культурно-историческое, но также познавательное и идеологическое, ценностное значение. Прежде всего, за счёт утверждения возвышенно-духовного характера морали, идеи о конечном торжестве нравственного миропорядка, отождествления морали с любовью и милосердием как высшими нравственным ценностями, детальной разработки нравственного идеала человека, что безусловно послужило нравственному развитию человечества.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

Классификация святых

News image

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Св...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Таинство Евхаристии (Святого Причащения)

News image

Со дня Пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в «день Господень», то есть в ...

Св. Бернард, авва и учитель Церкви, Память

News image

Август 20, 2009 — cc74 Святой Бернард Также известен как Сладкозвучный Учитель Церкви; Последний из Отцов Святой Церкви Биография Французский аристократ. В возрасте 22 ле...

В России начинается активный сбор сведений о старообряд

News image

МОСКВА. Русская Старообрядческая Церковь обратилась к своей пастве с просьбой присылать имеющиеся у них сведения о жизни священнослужителей, монахов и ми...

Протестантизм

News image

Протестанти зм или протеста нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с ка...

Об Адвентизме

News image

* Адвентисты седьмого дня - Всемирная христианская Церковь протестантского направления. * Название Адвентисты седьмого дня прои...

В Московском Патриархате отмечают сдвиги в отношениях с

News image

МОСКВА. В Московском Патриархате говорят о подвижках во взаимоотношениях со старообрядцами, но сомневаются в возможности восстановления полного единства с ними в ...

Методизм в США

News image

Духовная жизнь в США на рубеже XVIII-XIX веков представляла собой сложное переплетение различных процессов и тенденций, которые отражали стремление общества, ос...

Анабаптизм

News image

АНАБАПТИЗМ (от греч. άναβαπτίζω — «опять погружать», в смысле «заново крестить») — радикальное течение в àРеформации XVI в., признававшее не...