Христианское богословиеКонкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до... |
ХристианствоХристианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св... |
Обособление католицизма в христианстве, организация церкви, догмы, таинства, почитание Богоматери, два течения в католицизме |
Направления - Католицизм |
Католицизм (от греч. katholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Обособление католицизма в христианстве началось в 3-5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9-10 вв.), вновь произошёл в 1054 и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден, был выехать польский патриарх). Являясь разновидностью христианской религии, католицизм признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению католицизма папа римский (римский первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Эти положения, особенно четко сформулированные на рубеже 12-13 вв. при папе Иннокентии III, были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869-70. На этом же соборе был провозглашен догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая в 11 в. папой Григорием VII), когда он выступает в роли верховного первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, определяет доктрины по вопросам веры и морали. Католическая церковь, в отличие от протестантской, источником своего вероучения признаёт не только священное писание , т. е. Библию, но и Священное Предание , или традицию. При этом в Священное Предание Католицизм включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям. В догмате Католицизм о Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца (как в Символе веры , признаваемом православием), но и от сына. Лишь в Католицизме имеется догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем. В чистилище души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и добрых дел их близких на земле: духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в 16 в. Тридентским собором. Католицизм проводит резкое разграничение между клиром и мирянами (в отличии от протестантства). Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: 1)целибат - обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество даёт обет безбрачия), 2)причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом - мирян (ныне в отдельных случаях также и вином), и др. Католическая церковь запрещает выход из духовного звания. 3)Привилегии католического духовенства основываются в значительной мере на церковном учении о сокровищнице переизбыточествующей благодати (которого нет в православии): деяния Христа, апостолов, богоматери, святых, а также сверх должные подвиги благочестивых христиан создают запас добрых дел и благодати , за счёт которого церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение (это использовала католическая церковь как основание для торговли с 12 в. индульгенциями). Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии. Особенность католицизма - широкое, экзальтированное почитание Богоматери (Мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католическая церковь признала догмат о её телесном вознесении. Культ в католицизме характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Обычно католическое богослужение совершалось лишь на латинском языке (2-й Ватиканский собор 1962-65 разрешил службу и на современных национальных языках). Многие праздники в Католицизме появились после разделения церквей - праздники Тела христова , Сердца Иисуса , Непорочного зачатия девы Марии и др.; в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью, - Сретение, Преображение, Воздвижение и др. В основе католического богословия до 13 века в значительной мере лежало учение Августина (4-5 вв.). Затем в католической философии произошёл отход от августиновского платонизма. В 13 в. Фома Аквинский переработал богословскую систему Католицизма; использовал философию Аристотеля, приспособив её к католическим догмам. В 1879 энцикликой папы Льва XIII ( Aeterni patris ) учение Фомы Аквинского было объявлено официальной философской доктриной Католицизма; концепции средневекового богослова подверглись обновлению. В католицизме четко выделяются два основных течения: римский католицизм и неримский католицизм. Внутри первого существуют так называемые униатские подгруппы: Греко - католики с их подразделениями, сиро - католики, марониты, халдеи, армяно - католики, копты - католики, эфиопы - католики. Эти подгруппы совершенно не отличаются от основной части католиков по догматике и поэтому не могут быть названы течениями в полном смысле этого слова. Что же касается неримских католиков, то этим термином объединяют церковные группы, либо отделившиеся по разным причинам в 18 - 20 вв. от Римско-католической церкви и приобретшие при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, отколовшиеся от англиканства и других течений протестантизма и приблизившиеся к католицизму. Это старокатолики, реформированные католики, консервативные католики, англо-романские церкви, маленькие автокефальные церкви, возглавляемые независимыми епископами и др. Впрочем, некоторые религиоведы, например профессор Д.Б. Барретт, считают римский католицизм и неримский католицизм двумя самостоятельными направлениями христианства. |
Читайте: |
---|
|
История Христианства
Святой апостол Андрей ПервозванныйСвятой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Ск... |
ХристианствоХРИСТИАНСТВО, самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате Его деятельности, а та... |
Святой апостол и евангелист МаркДни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на... |
Обстоятельства возникновения Десяти ЗаповедейПолучение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по... |
Таинство венчанияБрак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их су... |
Таинство Евхаристии (Святого Причащения)Со дня Пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в «день Господень», то есть в ... |