Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - История Христианства - Апостол и евангелист Матфей

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Апостол и евангелист Матфей
О христианстве - История Христианства

апостол и евангелист матфей

Во времена Христа Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сбора этой подати учреждены были особые должности мытарей.

Иудеи с ненавистью сносили свое порабощение и с неудовольствием платили подати римлянам. Ненависть эту перенесли они и на сборщиков податей, потому что видели в них орудие чужеземной, языческой власти. С мытарей не требовалось строгой ответственности, и они часто позволяли себе всякие злоупотребления и притеснения, чтобы самим обогатиться.

По народным понятиям, имя мытаря означало человека без чувств, жестокосердого, способного ко всякому злому делу, в общем - отверженного. Большинство считало осквернением иметь какие-либо отношения с мытарями, как явными грешниками, входить в их дома, вместе с ними пить и есть. Между тем римское правительство назначало для сбора податей лиц преимущественно из местных жителей, как хорошо знавших средства края. И когда природный еврей брал на себя обязанности мытаря, он становился человеком особенно презренным в глазах ревностных иудеев, как изменник национального и религиозного чувства. Одним из таких мытарей, родом из иудеев, был некто Матфей, по прозванию Левий, сын Алфея.

Матфей жил в Галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. Он был человек не бедный: имел собственный дом и порядочное состояние, которому, по-видимому, был обязан своей должностью мытаря.

Матфея, как и всех ему подобных, чуждались соотечественники. Но Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой божественный взор. Мытарь, конечно, имел не один случай слушать учение Христа в Капернауме, где, по слову Самого Господа, чудеса Его совершались в таком обилии, что «если бы в Содоме явлены были силы, явленные в Капернауме, то он остался бы до сего дня» (Мф. 11:23). Сердце Матфея располагалось к божественному Чудотворцу. Господь видел и знал усердие мытаря и его готовность к вере.

И вот однажды Господь вышел из шумного Капернаума и направился к морю, сопровождаемый народом. Там, на берегу Галилейского моря, Матфей имел мытницу, место для сбора пошлин, вероятно, с судов, приходивших в Капернаум. Иисус поравнялся с мытницей: глаза Господа остановились на Матфее, сидящем за таким непривлекательным делом. «Следуй за Мною», - сказал Он вдруг. И Матфей встал, и пошел за Христом. Он не раздумывал, не удивлялся, почему Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря - он и раньше стремился ко Христу и теперь всем сердцем внял словам Его.

В благодарность за милостивое отношение к нему Господа, Матфей приготовил в доме своем щедрое угощение и просил Христа вместе с учениками прийти к нему. Пригласил Матфей и многих собратий по званию, мытарей, и других своих близких и знакомых. Господь, видя любовь Матфея и зная, что пример его мог служить ободрением и для других, не отрекся от приглашения. Он, милосердый, допустил быть с Собою за одним столом мытарей и грешников, чтобы Своим снисхождением и божественным словом привлекать их к покаянию и спасению.

Но иудейские учители, книжники и фарисеи, не хотели видеть в этом высокое дело милосердия и соблазнились. Они начали роптать и громко выказывать свое неудовольствие ученикам Христа: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Христос услыхал брезгливые слова. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - ответил Он учителям народным, - пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф. 9:9-17).

Матфей своим примером показал истину слов небесного Гостя. Никто из фарисеев, этих мнимых праведников, не внял учению Господа. Матфей же, мытарь, человек, по общему мнению, грешный, стал его верным учеником. Оставив все свое достояние, Матфей пошел за Христом и с этих пор уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, видел безчисленные чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем страданий и смерти Спасителя, и славного Его вознесения на небо.

Перед отбытием апостола из Иерусалима на дело всемирного благовестия иерусалимские христиане просили его оставить для них письменное свидетельство об учении Иисуса Христа. Апостол Матфей, исполняя общее желание и по согласию с прочими апостолами, и написал свое Евангелие. Это первая по времени из всех книг Нового Завета и потому занимает между ними первое место. В своем Евангелии апостол имел главным намерением показать, что Иисус, Которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает повествование родословием Мессии, сына Давидова и Авраамова. Святой Матфей благовествует преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа. Евангелие свое Матфей написал на еврейском языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, все же прочие книги Нового Завета писаны на языке греческом, тогда общеупотребительном. Но вскоре оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник утрачен.

Уйдя из Иерусалима, Матфей проповедовал Евангелие многим народам. Он ходил с проповедью в Сирию, Персию, Парфию, Мидию...

Укрепляемый благодатью Божией, Матфей пришел в Эфиопию, в землю антропофагов, то есть людоедов. Это было дикое и зверообразное племя. С самого начала он имел здесь утешительные успехи в благовестии Христовом. В городе Мирменах он обратил несколько человек в веру Христову и поставил им епископом некоего Платона. Создал Матфей для новообращенных и небольшой храм. Положив эти начатки христианства, Матфей непрестанно молился Богу об обращении ко Христу всего племени.

Однажды он удалился на близлежащую гору, где, по обыкновению, пребывал в посте и молитве. И вот явился ему Сам Господь в образе прекрасного юноши, с жезлом в руке. Он благословил апостола, подал ему жезл и велел водрузить его около созданной в Мирменах церкви. Приняв жезл от рук Господа, Матфей пошел исполнить повеление. На дороге встретили апостола жена и сын князя Фульвиана, владевшего городом. Оба они были одержимы беснованием. «Кто послал тебя сюда с этим жезлом, на погибель нашу?» - начали кричать они дикими угрожающими голосами, увидев апостола. Матфей именем Христовым исцелил обоих, и они смиренно пошли за ним.

Войдя в город, Матфей водрузил жезл около храма, как повелел ему Господь. И вот на глазах у всех совершилось поразительное чудо. Жезл вырос в высокое ветвистое дерево, с большими, красивыми и сладкими плодами, а от корня дерева истек чистый ручей воды. Тогда весь город собрался к храму. Всякий сам хотел увидеть чудо, вкусить плодов и напиться светлой воды из источника. Между тем апостол стал на возвышенном месте и начал проповедовать Слово Божие. Все присутствовавшие там уверовали во Христа, и тут же, в чудотворном источнике, приняли крещение. Матфею было открыто свыше, что вкусив плодов чудесного дерева, - антропофаги оставят зверообразные нравы и сделаются добрыми и кроткими...

Между уверовавшими и крещеными находились жена и сын правителя Фульвиана. Исцелив семью правителя от беснования, Матфей привлек к себе его удивление и почтение. Но когда увидал Фульвиан, что народ оставляет идолов и слушает учение апостола, то пришел в сильный гнев. По внушению злого духа замыслил он погубить Матфея. Тогда ночью явился благовестнику Христос, велел возложить надежду на Него и обещал Сам пребывать с ним в наступающих мучениях.

Настало утро. Апостол, восстав от сна, молился в храме с верующими. Сюда-то послал Фульвиан четырех воинов взять апостола. Но как только они прибыли, окружила храм непроглядная тьма, так что и назад едва могли вернуться. В страхе говорили воины: «Голос его мы слышали, «самого же не только взять, но и видеть не могли». Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал множество воинов, приказав во что бы то ни стало привести Матфея. Но и они ничего не могли сделать. Небесный свет осиял апостола, и стражи, будучи не в состоянии смотреть на него, в ужасе бросили оружие и прибежали назад, полумертвые от страха.

Исполнившись ярости, Фульвиан, в сопровождении толпы слуг, сам пошел взять апостола. Но едва приблизился к нему, как мгновенно ослеп. Он начал умолять апостола простить ему согрешения и возвратить зрение. Матфей сотворил крестное знамение, и Фульвиан прозрел. Но чудо не вразумило его. Правитель приписал это чародейству и замыслил сжечь Матфея, как волхва. Фульвиан взял его за руку и повел к своему дому, будто хотел оказать ему особенную честь. Но Матфей провидел тайные движения сердца и лукавые помыслы. «Хитрый мучитель! - обратился он к Фульвиану, - скоро ли совершишь то, что замыслил? Делай, чему научил тебя сатана, - я готов все перенести за Господа моего».

По приказанию Фульвиана Матфея положили навзничь на землю и крепко прибили к ней большими гвоздями руки и ноги его, сверху же положили множество сухих ветвей и хвороста, облили смолой и серой, и все это зажгли. Но внезапно огонь охладел, пламя угасло, и все увидели апостола живым и невредимым, и славящим Бога. Народ пришел в великий ужас и воздал хвалу Богу, Которого исповедует Матфей. Только Фульвиан продолжал оставаться в ослеплении и ярости, упорно называя апостола чародеем.

Снова принесли дров и хворосту, больше прежнего, и зажгли. Фульвиан поставил вокруг костра двенадцать золотых идолов, думая, что с их помощью удастся сжечь апостола в пепел. Между тем Матфей в пламени молил Бога показать силу Свою, явить ничтожность языческих богов и посрамить надеющихся на них. И вот пламя со страшным шумом обратилось на идолов. Они, как воск, в одну минуту растаяли, и многие из стоявших рядом опалены были огнем.

Из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея, и устремилось на Фульвиана. Бросался он из стороны в сторону, но огонь настигал везде. Тогда правитель смиренно стал просить благовестника избавить его от погибели. Апостол молитвой угасил пламень, и Фульвиан хотел извести святого Матфея из огня и оказать ему всякие почести. Но апостол сотворил предсмертную молитву и предал Господу душу свою. Тогда по повелению Фульвиана принесли золотой одр, положили на него тело святого Матфея, совершенно невредимое от огня, покрыли драгоценными одеждами и с честью внесли в царский дом.

Сомнения, однако, продолжали колебать Фульвиана, вера его не была еще полною и совершенной. «Если Тот, Кто сохранил Матфея невредимым от огня, не допустит его потонуть в море, - сказал он окружающим, - то воистину Он единый Бог, и мы поклонимся Ему и отринем всех богов наших, не могших и себя сохранить от огня». После этого Фульвиан велел выковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять оловом и бросить в море.

В следующую ночь Матфей явился епископу Платону и сказал: «Иди утром на морской берег, на восток от дома властителя, и возьми там мощи мои, вынесенные из моря на берег». Наутро епископ, в сопровождении множества христиан, отправился к морю и, действительно, в указанном апостолом месте нашел железный ковчег с мощами святого Матфея. Услыхал об этом и Фульвиан. Он также пришел со множеством народа к морю, чтобы своими глазами увидеть чудо. И тогда только уверовал во Христа. Припав к ковчегу, со слезами молил он апостола простить сделанные против него прегрешения. В скором времени епископ сподобил Фульвиана святого крещения и дал ему имя Матфей.

Церковь установила празднество в честь святого апостола Матфея в день его преставления 16 (29) ноября.

Страничку подготовила Анастасия
По материалам книги Апостолы Христовы

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Таинство Елеосвящения

News image

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И ...

Классификация святых

News image

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Св...

Таинство Покаяния

News image

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са...

О таинствах. Таинство Миропомазания

News image

Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, во...

Св. Варфоломей, апостол. Праздник

News image

Filed Under ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ I век; в Эптернахе и Камбраи его день празднуется 25 августа (Epternach, Cambrai), в Персии – 13...

Сущность христианства

News image

Из книги Ивана Андреева Православная апологетика , изданной в серии Духовное наследие русского зарубежья , выпущенной Сретенским монастырем в ...

Русское старообрядчество сегодня ( 21.05.05)

News image

Боярыня Морозова. Худ. В....

Вера мормонов

News image

Мормоны верят в Христа, но он для них не единственный бог: кроме него есть и другие божественные существа. Естественно, что «Х...

Общий совет по церковным делам

News image

ВСТУПЛЕНИЕ 3.01 Данная глава касается, главным образом, наших основных собраний по церковным делам, и, в частности, месячных и подготовительных собраний. Присутствие на...

Протестантизм в России

News image

Наверно, найдется мало сведущих в данном вопросе людей, которые не согласятся с тем фактом, что русского протестантизма как единой оформленной ре...

Анабаптисты

News image

Анабаптисты (от греч. anabaptízō — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю), перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в на...

Алан Куилли. СУТЬ СОБРАНИЯ

News image

Частью дисциплины квакера является понимание и приятие квакерского делового метода в наших собраниях для решения церковных дел. Алан Куилли, бывший кл...