Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Лучший тестомес Cимферополь по лучшей цене

Авторизация



Партнеры

Главная - О святынях - О классификации религий

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



О классификации религий
О христианстве - О святынях

о классификации религий

Перейдем теперь к определению внутренней структуры ныне существующих религий мира. Наиболее сложный состав бесспорно имеет самая многочисленная религия мира - христианство (общее число ее последователей составляло в середине 1998 г. 1966 млн. человек). Христианство делится на несколько направлений, однако число и перечень их определяются различными религиеведами неодинаково. Некоторые из них считают, что существуют только три основных направления христианства: православие, католицизм и протестантизм. Другие же полагают, что англиканство, имеющее как протестантские, так и католические черты, следует выделить в особое, отдельное направление. Впрочем, такая точка зрения вызывает определенные возражения, так как, несмотря на зримые следы католицизма, англиканство все же, конечно, носит в своей основе протестантский характер: главное значение в спасении человека придается в нем личной вере, Священное Предание отодвигается на второй план по сравнению со Священным Писанием, отвергается почитание святых мощей, отрицается положение о пресуществлении, существенно упрощается культ и т.д.

Из православия нередко выделяют в качестве отдельных направлений монофизитство и несторианство, что, на наш взгляд, имеет достаточные основания, поскольку при очень большой близости в догматическом, культовом и организационном отношениях православие (в узком значении этого понятия), монофизитство и несторианство отличаются друг от друга по одному очень важному доктринальному положению о соотношении божественного и человеческого во втором лице Святой Троицы - Иисусе Христе. В этом вопросе православие даже стоит ближе к католицизму и большинству течений протестантизма, чем к монофизитству и несторианству.

Известный работающий в США английский религиевед Д.Б. Барретт в качестве отдельного направления христианства называет еще небелые туземные церкви (в основном афро-христианские), что спорно, так как эти церкви (если не считать маргинальных) сравнительно мало отличаются в догматическом отношении от белых церквей, из которых они вышли.

Три наиболее значительных направления христианства - православие, католицизм и протестантизм - выделили из своей среды очень сильно обособившиеся от них маргинальные группы. В этих группах были отвергнуты некоторые фундаментальные положения христианства, например такие как учение о Божественной Троице и положение о строгом монотеизме, предложены наряду с Библией свои особые канонические книги (а порой Библия и вовсе отвергается ими или кардинально переосмысливается).

Особенно много маргинальных ответвлений дал протестантизм, и для коллективного обозначения их был предложен весьма удачный термин маргинальный протестантизм . Сильно обособившиеся от католицизма и православия ответвления не получили пока в религиеведении специального обозначения, и их по аналогии можно было бы назвать маргинальным католицизмом и маргинальным православием (или, точнее, маргинальными сектами, отколовшимися от католицизма и православия).

Таким образом, в христианстве можно достаточно уверенно выделить пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, и три маргинальных направления: маргинальный протестантизм, маргинальный католицизм и маргинальное православие. Кстати, в отдельных трудах можно увидеть попытку объединить все маргинальные христианские деноминации, несмотря на их разное происхождение, в одну группу, отделив, впрочем, от нее так называемые туземные маргинальные церкви (10).

Большинство направлений христианства делится на течения. Так, внутри православия (в узком значении этого понятия, т.е. без монофизитства и несторианства) помимо основной его ветви, которую можно условно назвать собственно православием, выделяется очень близкое к этой ветви, но все же несколько обособившееся течение - старообрядчество. Оно возникло еще в 17 в. в результате произошедшего в Русской православной церкви раскола, когда часть ее не приняла проведенные церковным руководством реформы, касавшиеся в основном некоторых деталей богослужения. Не совсем однородно и само собственно православие. В его составе выделяются, с одной стороны, 15 автокефальных церквей, взаимно признающих друг друга и поддерживающих братские отношения, с другой - отколовшиеся от них по разным причинам церковные организации, претендующие на самостоятельность, но в большинстве случаев не признаваемые автокефальными церквами. Среди этих диссидентских организаций своеобразное положение занимает группа так называемых истинно православных , порвавших в 20-х и 30-х гг. 20 в. связь с руководством Русской православной церкви, обвинив его в сотрудничестве с атеистической советской властью. Порой истинно православных считают даже особым течением внутри православия, что не имеет достаточных оснований, так как вероучение у них осталось неизменным. В качестве отдельного течения выделяют иногда и православных - сторонников старого календаря - малочисленные группы, отколовшиеся от некоторых из православных церквей, использующих в своей церковной жизни новый (григорианский) календарь. Однако такая позиция тоже вряд ли оправданна, поскольку поддерживающие между собой братские связи автокефальные церкви сами отличаются друг от друга в этом отношении: часть из них придерживается старого календаря, другая - нового.

В католицизме четко выделяются два основных течения: римский католицизм и неримский католицизм. Правда, внутри первого существуют так называемые униатские группы (греко-католики с их подразделениями, сиро-католики, марониты, халдеи, армяно-католики, копты-католики, эфиопы-католики), которые, на первый взгляд, тоже можно было бы принять за течения (или течение). Однако это было бы, по-видимому, неверным, так как указанные группы совершенно не отличаются от основной части католиков (католиков латинского обряда) по догматике и поэтому не могут быть названы течениями в полном смысле этого слова.

Что же касается неримских католиков, то этим термином объединяют церковные группы, либо отделившиеся по разным причинам в 18 - 20 вв. от Римско-католической церкви и приобретшие при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, отколовшиеся от англиканства и других течений протестантизма и приблизившиеся к католицизму. Это старокатолики, реформированные католики, консервативные католики, англо-романские церкви, маленькие автокефальные церкви, возглавляемые независимыми епископами (так называемыми episcopi-vagantes) и др.

Впрочем, некоторые религиеведы, в том числе упомянутый выше профессор Д.Б. Барретт, считают римский католицизм и неримский католицизм двумя самостоятельными направлениями христианства.

Весьма большое число течений имеется в протестантизме. Например, в работах, выходящих под редакцией Д.Б. Барретта, внутри протестантизма (без англиканства, которое признается самостоятельным направлением христианства) выделяются следующие основные течения: лютеранство, реформатство и пресвитерианство, конгрегационализм, меннонитство, методизм, сальвационизм (Армия спасения и близкие к ней организации), движение святости (перфекционизм), пятидесятничество (11), баптизм, адвентизм, а также группы плимутских братьев (открытых), плимутских братьев (замкнутых), братьев (данкеров), учеников Христа и других реставрационистов, кристадельфиан, квакеров, моравских братьев, вальденсов (последние две группы относятся к дореформационным протестантам , так как появились задолго до Реформации - соответственно в 1457 и 1173 гг.).

Представляется, что эта группировка, построенная по генетическому принципу, весьма удачна и существенно превосходит все другие имеющиеся классификации. Наши замечания по ней минимальны. Выше уже высказывалось мнение, что англикан вернее было бы рассматривать как одно из течений протестантизма, а не как отдельное направление христианства. Возможно также, что всех плимутских братьев стоило бы считать одним течением, поскольку различия между открытой и замкнутой их ветвями, вероятно, не больше, чем различия между баптистами-кальвинистами (частными баптистами) и общими баптистами (а они даны как одно течение). Желательно было бы также классифицировать классический кальвинизм как одно течение, объединив реформатов и пресвитериан с конгрегационалистами, но выделив при этом каждую из этих трех форм внутри течения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

О таинствах. Таинство Миропомазания

News image

Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, во...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

День святой Анны

News image

Святая Анна (Saint Anne (также Ann или Anna, от еврейского Hannah) — в христианстве мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), же...

Смысл Таинства Покаяния

News image

Таинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по...

Таинство Елеосвящения

News image

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И ...

Святой апостол и евангелист Лука

News image

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4,...

Российская грекокатолическая церковь

News image

Первый экзарх Церкви Леонид Фёдоров Российская грекокатолическая церковь (иначе Российская католическая церковь византийского обряда) — восточнокатолическая церковь sui juris («своего права»), со...

Автономная церковь

News image

Автономная церковь (от греч. αυτονομία — самозаконие) в православии — поместная Церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той ил...

Меннонизм

News image

Движение начало формироваться как религиозное течение в 30-х годах XVI века в Нидерландах под влиянием умеренных анабаптистов, которые активизировались после ра...

Забота об умирающих

News image

(принято 9 октября 1992 год на Годичном совещании Исполнительным комитетом Генеральной Конференции) Для тех, чья жизнь руководствуется Библией, реальность смерти пр...

История возникновения баптизма и его известные представ

News image

К началу 1500 года в различных странах Западной Европы начали образовываться группы верующих, несогласных с действиями официальной Католической Церкви. Начало XI...

Католическая догматика

News image

Рассмотрим самые главные отличительные черты католической догматики, устройства церкви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть ди...