Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Баптизм - Социально-политические взгляды баптистов и штундистов

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Социально-политические взгляды баптистов и штундистов
Направления - Баптизм

социально-политические взгляды баптистов и штундистов

Говоря о социально-политических взглядах евангельских верующих, следует сделать одну оговорку. Проблема возникает в связи с необходимостью отделить убеждения русско-украинского верующего как представителя евангельско-баптистского братства от его убеждений как представителя определенной социальной группы в социально-экономической структуре общества.

Надо признать, что особенно на первых порах, когда евангельское движение на Украине еще не сложилось в организацию, в сознании верующих часто происходило взаимопереплетение указанных убеждений, и даже порой их убеждения как представителей своей социальной группы, не разделяемой по признаку веропринадлежности, оказывали формирующее влияние на их убеждения именно как верующих, особенно в вопросах, касающихся социально-экономической и социально-политической сферы.

По этому поводу А.Ушинский замечает: ...составляется у нас эта секта преимущественно из сельского пролетариата, везде и всегда восприимчивого к коммунистическим учениям... (Ушинский А.Д. О причинах появления рационалистических учений штунды…- К.,1884.- С.40.) Эта проблема усугубляется еще и отсутствием в этот начальный период общего для русско-украинских евангельских верующих исповедания веры, что вело к известной доле субъективизма в каждом их высказывании. Это отмечалось и православными авторами.

Так, в частности, И.Недзельницкий писал: Южнорусский штундизм характеризуется отсутствием всякой системы в вероучении: сколько голов, столько умов; всякий штундист сочиняет себе религию, выводя разные положения из личного свободного, ничем не стесняемого, толкования св.Писания... В частных пунктах вероучения усматривается чрезвычайная масса особенностей... (Недзельницкий Иоанн. Штундизм…- СПб.,1899.- С.40.)

Другая проблема связана с необходимостью разграничения позиции по данным вопросам именно евангельских христиан-баптистов и соответствующей позиции непосредственно штундистов /имеется в виду произошедшее разделение в русско-украинском евангельском движении на баптистов /“староштундистов”/ и т.н. “младоштундистов” или “духовных штундистов”/.

Первое соприкосновение евангельских христиан-баптистов с российской государственной властью состоялось во второй половине 60-х годов прошлого столетия. Одним из первых документов, извещавших власть о появлении новой религиозной группы, была записка херсонского помещика Значко-Яворского, поданная им на имя Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора в 1867 году.

Знаменательно, что уже в ней содержалось обвинение евангельских верующих в социально-экономических тенденциях, содержащихся в их учении. По мысли Значко-Яворского, данное учение являлось “коммунистическим”. Причем именно коммунизм и фатализм являлись характерными чертами нового движения.

Коммунизм, - писал он, - есть та удочка, на которую штундовые ловят неофитов. Вот тот ряд выводов, по коим штундовые объясняют коммунизм. Иисус Христос, говорят они, пострадал за весь род человеческий, следовательно, и любовь Его ко всем равна; если любовь Иисуса Христа ко всем людям одинакова, то и блага мира сего должны быть разделены между всеми живущими людьми. (Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России.- М., 1965.- С.211-212; Еп. Алексий. Материалы для истории…- #47.- С.63-64.)

Коммунизм, присущий последователям нового религиозного движения, которым они привлекали многих к себе, заключался именно в желании равного раздела всех благ, и прежде всего земли, в том, что, будучи недовольными размерами земельных наделов, полученных ими в результате реформы 1861 года, верующие крестьяне имели ту заднюю мысль, что если в общий раздел войдут земли государства и помещиков, то им придется маленько побольше . Подводя итог вышесказанному, Значко-Яворский заключал: Вообще, на мой взгляд, штундовая секта имеет более политико-экономическое, чем религиозное значение . (Там же.)

Получив указанную записку, генерал-губернатор сообщал Херсонскому губернатору: Мною получена записка “Об обществе штундовых на юге России , в которой о штунде говорится, что она имеет более политико-экономическое, чем религиозное значение, а именно: в ней преобладают коммунистические начала. Прошу распорядиться о тщательном дознании степени справедливости названных сведений и, если найдете необходимым, принять меры. (Еп. Алексий. Материалы для истории…- С.64.) Спустя полгода исправник Ананьевского уезда доносил губернатору о результатах дознания: Сведения о штунде... совершенно справедливы, кроме коммунистических идей ,- и дальше,- Секта штундеров, как и всякий раскол, кроме своего религиозного характера никаких задних мыслей не имеет... (Там же.- #51.- С.66-67. Курсив еп.Алексия и Ю.Р.)

Записка Значко-Яворского и ее последствия были первым случаем обвинения евангельско-баптистского братства в социально-экономической направленности его учения. Многие из последующих обвинений, базировались именно на данной записке, забывая о результатах проверки ее справедливости полицейской властью.

В связи с этим интерес представляют события в м.Любомирке, одном из очагов евангельского пробуждения на Украине, последовавшие там после оглашения Манифеста 1861 года. Недовольство условиями освобождения приняло здесь острый характер, крестьяне подняли бунт, для усмирения которого потребовалась военная сила. Через год протест повторился, причем опять потребовалась сила для усмирения крестьян. После подавления бунта народ, по-видимому, утих и подчинился требованиям власти, но не утихла вражда, не затихло брожение умов, возбужденных ложными слухами о воле-волюшке. (Цит. по Недзельницкий Иоанн. Штундизм…- СПб., 1899.- С.30.)

Тенденция к обвинению евангельских верующих в нелояльности к существующей власти и социально-экономическом характере их учения оказалась довольно живучей. В 1873 году исправник Одесского уезда доносил Херсонскому губернатору, что, по сведениям, полученным от местных землевладельцев, М.Ратушный проповедует между верующими социальные идеи. (Там же.- #157.- С.176.)

Г.Емельянов приводит высказывание одного священника, сделанное тем в 1876г. Отмечая то, что в религиозных убеждениях евангельских верующих отсутствуют политические и социальные тенденции, священник, тем не менее, добавляет: ...но не нужно забывать, что это есть начало отрицательного направления в народных массах. И далее он продолжает: “А кто знает, не найдутся ли люди, способные ловить рыбу в мутной воде, которые на подготовленной почве отрицания, посеют семя, которое со временем даст свои плоды. Стремления штундистов могут пойти дальше в отрицательном направлении...” (Емельянов Г. Рационализм на юге России // Отечественные Записки.- 1878.- #3.- С.212; Горжалчинский А. Штунды и штундизм // Прибавление к Херсонским Епархиальным Ведомостям.- 1876.- #14.- С.186-187.)

В отчете Киевского губернатора о положении дел в губернии за 1881 год уже говорится о том, что штунда учит, что все природные богатства, включая землю, являются общим достоянием, и отрицает подати, повинности и послушание начальству. В 1882 году обер-прокурор Св.Синода направил Александру III сообщение о положении духовных дел в той же губернии, в котором говорилось о связи штундистов с социалистами.

Обвинения евангельских христиан-баптистов в их политической неблагонадежности встречаются на всем протяжении их истории. Эти обвинения становились все более грозными по мере того, как все более ясной становилась неспособность господствующей церкви остановить распространение нового религиозного движения ненасильственными, духовными средствами. Причем нагнетание подобных обвинений, по мысли их авторов, должно было побудить государственную власть к более активным действиям в отношении верующих.

В 1884 году епископ Херсонский и Одесский Никанор, в целом отдававший предпочтение не репрессиям в отношении верующих, а их пастырскому увещеванию, тем не менее писал Херсонскому губернатору: Штунда в самом принципе своего учения подкапывается под самый корень не только церкви, но и всего строя, как общественного, так и государственного и далее призывает власть к применению действенных репрессивных мер в отношении верующих, угрожая, в случае промедления с такими мерами, ниспровержением самой власти.- ...Думается, что лучше ныне, от Бога учиненные власти должны же спасать сами себя... Конечно, можно сказать, что даже Франция, посягнув на разрушение своей веры и церкви, продолжает еще жить. Но вопрос, жизнь ли это или только агония? Да и при этом алтари пока еще остаются, да и останутся, а престолы всяческих династий ниспровергнуты. Полезно ли и нашим властям идти туда же? (Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России.- С.209.)

В ноябре 1890 года Елизаветградский исправник в донесении Херсонскому губернатору сообщал ему о социально-политическом характере штундизма, основывающемся на старании штундистов-вожаков... выводить из религиозных принципов... ложные социально-политические умозаключения, подрывающие в основе существующий общественный и государственный строй . В качестве примера он указывал на то, что из вероучения их вытекает, что земля должна быть роздана поровну, что вести войну и убивать неприятеля противно учению Евангелия, почему следует стараться избегать поступления на военную службу, что власти в своих интересах забрали большую часть земель и богатств в свои руки в ущерб простому народу... (Еп. Алексий. Религиозно-рационалистическое движение на юге России… - Казань, 1909.- С.418. Нетрудно заметить, что большинство этих “выводов” принадлежат к тем настроениям, которые были характерны для всего крестьянства той эпохи независимо от вероисповедания /о чем мы уже говорили/.)

А в отчете обер-прокурора Св.Синода за 1894-5гг. содержаться сообщения о том, что в с.Павловках Харьковской губернии 45 верующих отказались принимать присягу на верноподданство Государю Императору, твердя одно:“присягать не должно”... (Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода ... за 1894 и 1895 годы.- СПб., 1898.- С.221.)

Еще одно обвинение, которое постоянно высказывалось в адрес евангельских христиан-баптистов, было обвинение в отсутствии патриотизма, в прогерманских настроениях и в способствовании немцам в завоевании юга России. Это связывалось с якобы отказом верующих платить подати.

С другой стороны, желание видеть в новом движении преобладание социально-экономических положений над религиозными вело к симпатии к этому движению со стороны либеральной интеллигенции. Причем эта интеллигенция, выступая за прекращение гонений на верующих, видела в последних не только не врагов, но лучших друзей общественного порядка.

Представляет интерес и отношение к евангельским христианам-баптистам со стороны радикально настроенной части российской интеллигенции. Народники в 70-х годах прошлого столетия, оставив позади период идеализации старообрядчества, включили евангельских верующих в сферу своей активной пропаганды. Причем В.Д.Бонч-Бруевич отмечал, что эта пропаганда оказала свое влияние именно на младо - или новоштундистов Украины, а не на местных баптистов.

То, что евангельские верующие осторожно и с неодобрением относились к этой пропаганде подтверждается и имеющимися в нашем распоряжении материалами. Затем на евангельских верующих обратили свое внимание социал-демократы, столкнувшиеся с ними во второй половине 90-х годов прошлого столетия на заводах южных городов. В.И.Ленин в своей книге “Что делать?” несколько раз указывал на то, что сектантами надо не только не пренебрегать, но при широкой постановке дела социал-демократической пропаганды необходимо будет воспользоваться и их настроениями и фактами их преследования . (Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения.- М., 1973.- С.202.)

С конца девяностых годов прошлого столетия на евангельское движение стало оказывать влияние и толстовство, несвободное от социально-экономических идей.

К сожалению, надо признать, что вся эта пропаганда все же оказала определенное влияние на некоторую часть евангельско-баптистского братства. Однако, отметим и то, что более подверженным такому влиянию оказался именно младоштундизм. Появление в нем социально-экономических тенденций было отмечено в 1900-м году в Екатеринославской губернии.

Однако даже донесения местной административной власти опровергают как обвинения евангельских верующих в политической неблагонадежности, так и стремления видеть в их учении социально-экономическую направленность. В донесении Одесского исправника от 14 мая 1883 года написано: Произведенными наблюдениями... не обнаружено, чтобы между штундистами появлялись идеи социализма. ...Они...беспрекословно исполняют все приказания и распоряжения как всех правительственных лиц и учреждений, так и местных полицейских и сельских властей; исполняют добросовестно и аккуратно все общественные повинности.., и есть даже много избранных обществами из штундистов сельских старост, сотских и десятских. (Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России.- С.210.)

Об этом же говорится и в донесении Елизаветградского исправника за тот же год. (См. там же.) Интересно, что комментируя отмену Закона 1894 года, возникшего, как известно, на волне обвинения штундистов в антигосударственных настроениях, С.Маргаритов признавал тот факт, что из доходивших до правительствующего сената дел о сектантах было усмотрено, что к большинству штундистов такое заключение неприменимо... (Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект.- Симферополь, 1910.- С.175-176.)

Это подтверждается соответствующими разделами евангельско-баптистских вероучений, например, Гамбургского исповедания веры.

Такая же лояльная по отношению к государственной власти позиция декларировалась и в других вероучениях евангельских христиан-баптистов. Например, в вероучении М.Ратушного, найденном у него во время обыска в 1873 году, в вероучении И.Рябошапки, составленном им в начале 80-х годов, и в вероучении “христиан евангельского исповедания, приемлющих водное крещение по вере, так называемых баптистов”, поданном в 1903 году И.Кушнеровым суду.

Показательно, что подвергая практически все члены вероучений евангельских христиан-баптистов жесткой критике, православные авторы обычно оставляли незатронутым критикой именно раздел, посвященный отношению баптистов к государственной власти.

Характерным для всех вероучений евангельских христиан-баптистов рассматриваемого периода является, с одной стороны, декларирование своей покорности государственной власти, как богоустановленному институту, а с другой, четкое обозначение границ этой покорности - настолько, насколько требования государственной власти не противоречат Божьим повелениям.

Также и другие высказывания, принадлежащие непосредственно евангельским христианам-баптистам, свидетельствуют в их пользу и опровергают вышеназванные представления о них. Так, в своем прошении к Херсонскому губернатору в 1886 году баптисты с.Ингул писали: ...Мы каждый праздничный день собираемся в молитвенном доме молить Всевышнего за благоденствие нашего отца и покровителя великого монарха, Александра III … Мы ... не принадлежим ни к каким зломыслящим корпорациям, исполняем возложенные на нас правительством и обществом повинности... (Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России.- С.211.)

Реально оценивая всю опасность, исходящую из социал-демократической пропаганды в среде евангельско-баптистского братства, его представители на своем съезде 1903 года, проходившем в г.Царицыне, приняли решение о недопустимости распространения антигосударственных материалов в общинах братства. Виновных в этом надлежало немедленно исключать из общин. Естественно, что данная резолюция вызвала острую негативную реакцию со стороны руководства большевиков, обвинившего верующих в заигрывании с царизмом.

Говоря в целом, представители евангельско-баптистского братства видели свое призвание именно в проповеди своему народу Благой Вести Иисуса Христа, а не в участии в политической борьбе, что не мешало каждому иметь какие-либо свои политические взгляды, формируемые многими причинами. Показателен тот факт, что хотя крестьянские волнения в Харьковской и Полтавской губерниях в 1901-1902гг. вылились в массовое крестьянское восстание, имеющиеся данные позволяют отрицать непосредственное участие в нем крестьян-баптистов.

Хотя обвинения баптистов в политической неблагонадежности были беспочвенными, штундисты своей позицией по соответствующим вопросам давали повод для таких обвинений, что, возможно, и сыграло определенную роль при формулировке признаков штундизма в Циркуляре 1894 года.

В.Д.Бонч-Бруевич приводит выдержку из письма, адресованного ему одним штундистом в 1902 году, в котором, в частности, говорится, что Христос проповедовал революцию, по крайней мере предсказывал ее. Из этого автор делал вывод, что перед установлением Царства Божьего должна совершиться революция, которую с нетерпением ожидают верующие. (Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения.- С.165-166.)

Но все же говоря о “революционности” русского сектантства, в том числе и штундизма, с диаметрально противоположных сторон заинтересованные в том лица, по всей видимости, выдавали желаемое за действительное. Это отмечала и независимая пресса. (Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения.- С.153.) В.И.Ленин, говоря о революционных элементах в крестьянстве и причисляя к ним сектантов, также не склонен был преувеличивать их революционность. (В.И.Ленин. Полн. собр. соч.,- Т.4.- С.228-229. Цит. по Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России.- С.5.)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Св. Варфоломей, апостол. Праздник

News image

Filed Under ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ I век; в Эптернахе и Камбраи его день празднуется 25 августа (Epternach, Cambrai), в Персии – 13...

Преподобная Марфа Апарина (в монашестве Маргарита)

News image

Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина с семейством переехала в Ки...

День святого Стефана

News image

Первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди хр...

Таинство брака (венчание)

News image

Когда добрые дети, отправляясь в какой-нибудь неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, нежная ма...

Таинство Евхаристии (Святого Причащения)

News image

Со дня Пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в «день Господень», то есть в ...

Св. Елизавета Венгерская

News image

Св. Елизавета Венгерская, дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В че...

Католическая церковь

News image

Католическая церковь — чрезвычайно важный и влиятельный фактор в современном мире. Нынешние католические богословы и иерархи активно участвуют в культурной, по...

Жан Кальвин

News image

В 16 веке в Европе многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма сливаются в мощный поток Реформации, стремительно захлестнувший почти весь континент. Это дв...

Кальвинизм, пресвитерианство

News image

Близкие друг другу старинные направления протестантизма - кальвинизм и пресвитерианство. О том, кто такой Жан Кальвин, вы уже знаете. Все ос...

Завещание Жана Кальвина

News image

Во Имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. В год Господень 1564, 25 числа апреля месяца, я, Пьер Ченалат, гражданин Женевы и ...

Двойственность современного религиозного сектантства в

News image

Религиозное сектанство Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо вероучительных, и связанных с другими конфессиями и светским обществом, в современной ро...

Основные принципы отношения к инославию Русской Правосл

News image

3.1. Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием сч...