Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Методизм - Методизм. Путь к сердцу интеллигента

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Методизм. Путь к сердцу интеллигента
Направления - Методизм

методизм. путь к сердцу интеллигента

С начала января 2004 года продолжается скандал вокруг методистской церкви Кванрим. Фирма, занимающаяся производством Настойки боярышника, пытается захватить здание в Коптевском районе столицы, построенное общиной для богослужений. Независимо от перипетий этого дела, для властей и представителей бизнеса пастор-кореец Ким Чжун-кю, его помощники – русские проповедники Александр Оленев и Галина Рушкевич, а также пенсионеры и студенты являются членами иностранной секты. У каждой из сторон свои мотивы поведения новые русские не только приобретают собственность, но и, возможно, защищают православие, а достаточно образованные москвичи, ставшие методистами, отстаивают свою церковь и право на то, чтобы быть частью российского общества. Случайно ли появление протестантов и какие идеалы они защищают?

Смена вех.

Интеллектуальное сословие в современной России складывается из людей самых разных идейных течений, нравственных и политических ориентиров, с различным пониманием норм корпоративной интеллигентской этики. До революции 1917 года интеллигенция разделялась на два основных лагеря – православный и нигилистически-агностический (старообрядческая элита только начинала складываться). В нынешнее время существуют и нерелигиозные скептики, и ортодоксы, стремящиеся возродить консервативную православную духовность и либералы, для которых православие является, прежде всего, христианством, а не уваровской триадой самодержавие, православие, народность. В этой массе нового по сути и весьма разнородного поколения интеллигенции, не связанного в целом с традициями царской России, все больше слышны голоса образованных протестантов. Интеллигенция, состоящая из верующих евангельских церквей (баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и т.д.), также начинает определять лицо российского гражданского общества. Методистская церковь добилась наибольшей популярности среди людей с высшим образованием, поэтому исследование мировоззрения методистов лучше всего поможет ответить на вопрос чем привлекает протестантизм российских интеллектуалов

История отечественного методизма четко разделяется на два периода дореволюционное время, когда методисты были иностранцами и время после падения Советского Союза, когда эта церковь стала российской. Методизм, основанный в 18 веке англиканским священником и богословом Джоном Уэсли, проник в Россию почти через сто лет после появления этого учения в Англии и в Америке. Первая община была организована в Санкт-Петербурге пастором из Швеции Карлом Линдборгом в 1882 году, и состояла она, преимущественно, из шведов и финнов. К 1909 году, когда была официально зарегистрирована Первая Петербургская Методистская Епископальная церковь, в общину входило более 500 человек. Русские становились в то время методистами наравне со шведами, эстонцами, финнами и немцами. Активному миссионерству способствовало издание первого печатного органа методистов Петербурга Христианского поборника и евангелизаторское рвение новообращенных. О далеко идущих планах методистов говорит то, что петербургская община специально собирала средства для миссионерской работы в Китае и в некоторых города России. В 1912 году в Ковно (Каунасе) был основан Русский миссионерский округ, но энергичная социальная и евангелизационная деятельность методистов была прервана большевистским переворотом 1917 года. Церковь, где все большую роль играли не шведы и финны, а русские, практически прекратила свое существование – до конца 20-х гг. более или менее легально существовал только приход в Выборге, а затем пристанищем методистов стала Эстония.

Советская власть заставила российских граждан взглянуть на методизм по-новому. Полностью уничтоженная в ходе репрессий, Методистская Церковь могла опереться в постсоветской России лишь на самих российских граждан. Первые миссионеры приехали еще в СССР в 1989 году и начали активную проповедь в начале 90-х гг. Это время часто называют в публицистике религиозным бумом - тогда проповедники христианской веры встречали радушный прием, а их зарубежное происхождение только подогревало интерес к ним, представителям процветающего Запада. Хотя в Россию приезжали методистские пасторы не только из США или Германии, но и из Южной Кореи. Постсоветский методизм воспринимался обществом, как совершенно новое явление на российской почве и не ассоциировался в сознании людей со шведами или эстонцами, как, к примеру, Евангелическо-лютеранская Церковь с финнами или немцами.

Возникнув с чистого листа, за более чем десять лет существования в России методизм достиг поразительных результатов. В 1992 году на основе нескольких официально зарегистрированных общин была образована Российская объединенная методистская церковь (РОМЦ). По данным Министерства юстиции на 1 января 2003 года, в России действует уже 98 местных религиозных организаций методистов, а также одна семинария в г. Щелково Московской области и два Библейских колледжа в Москве и в Воронеже. Учитывая специфику развития методизма, можно утверждать, что реально незарегистрированных общин и групп методистов может быть больше, по крайней мере, в полтора раза.

Залогом успеха методистской миссии была ее чрезвычайная гибкость, рафинированный подход к проповеди и к созданию религиозных общин. Зарубежные проповедники, которых было большинство, делали ставку на организацию российской церкви во главе с российским пастором. Миссионеры из США решили вообще сломать сложившийся во всем мире стереотип восприятия американского миссионера, который проводит агрессивную евангелизацию, невзирая на особенности той страны, куда он приехал (будь то Россия или же Колумбия). Так, в начале 90-х гг. была создана общественная организация Российская инициатива, которую позднее возглавил американец Брюс Уивер, занимавшаяся осуществлением проектов в регионах при помощи Фонда Мира. В рамках Российской инициативы устанавливались партнерские отношения между методистскими церквями США и городами или областями Российской Федерации. Через Фонд Мира церкви помогали детским домам, больницам, оказывали благотворительную помощь домам престарелых и отдельным православным епархиям. В частности, американская Объединённая методистская церковь сотрудничала со Ставропольской и Вологодской епархиями, а также организовывала благотворительные акции совместно с отделом по благотворительности и социальному служению Московской Патриархии. Помимо этого, к примеру, методистские церкви Северо-Западного Техаса напрямую жертвовали средства на восстановление Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологодской области.

Одновременно с социальными программами, методисты организовывали и культурные проекты. Американские миссионеры читали при российских отделениях Фонда Мира лекции по религии и проводили занятия по английскому языку. Постепенно вокруг проповедников складывалась группа людей, интересующихся уэслианским учением. Тогда в этот город посылали пастора из-за рубежа, который мог бы подготовить квалифицированного российского лидера новой общины.

Одной из характерных особенностей сознания молодых российских пасторов стало их особое отношение к русской культуре и к православию, которое для многих стало основанием для обращения в методизм. Для  одних православие было отрицательным примером, а для других положительным. Однако широта и свобода, которую предоставил методизм в области организации церквей, их управления, в вероучительной сфере, где жесткая догматика не играет большой роли, позволяет уживаться вместе представителям самых разных точек зрения. К примеру, основатель методистской общины в Великом Новгороде Владимир Богданов убежден в том, что методизм не запрещает посещать другие религиозные общины, а значит методист вполне может участвовать в православной литургии. По этой причине некоторые новгородские методисты часто посещают Софийский собор для того, чтобы помолиться. Методистский пастор в Вологде Вера Агапова обращает внимание уже на другой аспект методистской идеологии. В  вологодской общине царит демократическая атмосфера и её члены (студенты и преподаватели) считают свою церковь церковью радости, а не церковью скорби, имея в виду православную церковь. В целом методисты уверены в том, что интеллектуальное и духовное развитие должно продолжаться всю жизнь под руководством самого Бога.

В отличие от других евангельских церквей, методизм обладает одной важной особенностью уже обращенный методист продолжает поиск своего духовного пути и способов спасения. Связь личных духовых поисков веры отражается, к примеру, в высказывании помощника пастора методистской общины Ставрополя Александра Погребного. По его собственным словам, он стал методистом, потому что являлся сознательным верующим, но не был сознательным православным. Безусловно, этот осознанный (отраженный от уэслианский проповеди) выбор веры помогает сделать сама методистская доктрина.

Интеллигентское православие.

Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не только духовному, но и интеллектуальному, заложены в методистском богословии, а именно в учении об освящении. Уэслианство также помогло российским последователям методизма обратиться к православному вероучению и к Отцам Церкви. Ведь большинство россиян, ставших методистами, только заявляли о своем православии, но святоотеческой литературы или даже катехизисов не читали. Методизм стал для русских дорогой к отдельным элементам православной традиции, которые приобрели своеобразное звучание в рамках демократического протестантского течения.

Мистическое ощущение святости, о котором говорил Уэсли, захотели испытать в 18 веке самые разные слои населения. Проповедь методизма пользовалась большим успехом, позволяя почувствовать свою способность достичь святости в реальности. Джон Уэсли считал, что после обращения христианин не может считать себя полностью спасенным. За обращением (спасением верой) должно обязательно следовать освящение. Как отмечал Уэсли, христиане через благодать могут стать совершенными и получить освящение в своей земной жизни. Это освящение,  согласно уэслианству, и должно быть кульминационным моментом существования верующего. Но для того, чтобы его получить необходимо применить энергичные усилия, перестроить свою жизнь, делая это постоянно и скрупулезно, или же методично. За пунктуальность в следовании методам спасения последователей Уэсли и прозвали методистами.

Часто сравнивают с аскетической практикой и этикой Православия, католицизма и различных монашеских движений. Идею о том, что Бог дает человеку спасение не своим произвольным решением, а исходя из волевых усилий человека, постоянно доказывающего, что он заслуживает благодати Божией, Уэсли, действительно,  почерпнул из трудов свв. Григория Нисского, Ефрема Сирина, Макария Египетского и других Отцов Церкви.

Направленность методистского богословия на самосовершенствование и духовную практику, вполне сравнимую с оригинальными концепциями традиционных христианских церквей, помогла верующим адаптировать методизм к особенностям российского менталитета. Наиболее патриотически настроенные пасторы призывают, к примеру, подражать православной архитектуре и богослужению в целях евангелизации. Один из идеологов российского методизма суперинтендант Северо-Западного региона Андрей Пупко носит православный крест, специальное пасторское облачение и ставит икону в зале для служения. В деревнях Ленинградской области, где проповедует Пупко, многие воспринимают его как протестантского батюшку.

Свободный изменяемый порядок методистского богослужения также подстраивается под требования окружающей культуры, под запросы общества, которое привыкло видеть в православных храмах чинную размеренную службу. По крайней мере, в конце 90-х гг. епископ РОМЦ Ридигер Минор высказывал мнение о том, что методистская служба вскоре приобретет облик, сходный в чем-то с литургией, в особенности, после того, как в русский сборник гимнов РОМЦ будут включены избранные православные молитвы.

Подобная широта и адогматичность методизма привела также к появлению крайних идейных позиций. С одной стороны, стремления к православизации, а с другой попытки избавиться от дамоклова меча православия, которое в качестве неизбежной идеологической категории нависает надо всякой религиозной идеей и пытается ее поглотить. Среди православных методистов следует отметить московского пастора Федора Дрожина. Он также, как и Андрей Пупко, носит православный крест и читает святых отцов. В отличие от Джона Уэсли, Дрожин и многие другие методисты предпочитают традиционно российскую святоотеческую литературу – сочинения Василия Великого, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина. В методистской среде большое неприятие вызвала инициатива Дрожина создать православно-методистскую церковь. Впоследствии и сам Федор Дрожин отказался от этой идеи, так как его оттолкнул непонятный язык богослужения и разрыв между духовенством и мирянами в православной церкви. Все же некоторые обряды Дрожину заимствовать удалось – в его общине, в частности, отпевание совершается почти в полном соответствии с православным чином.

Православизация, происходящая в некоторых общинах РОМЦ, вызывает обратный процесс – отторжения. Возникает этот процесс также в патриотической, а далеко не в русофобской среде. Отвергается не Россия и русская культура, а Русская Православная Церковь и все, что с ней объективно исторически связано. Один из антиправославных патриотов Дмитрий Ли, бывший до 2003 года суперинтендантом РОМЦ Московского региона, считает, что не следует забывать о том, что в методизм приходят люди, которых не удовлетворяло православие. Поэтому следует избегать чрезмерного уподобления. РПЦ бесспорно заслуживает уважения как носитель традиционной для России религиозной традиции, но она ведет агрессивно враждебную политику по отношению к другим христианским церквям. И вместо того, чтобы стать добрым слоном, объединяющим и защищающим других, превратилась в злого крокодила, рядом с которым опасно обитать. Логика религиозной мысли заставляет методистов, выступающих против православизации, искать оправдания в истории и культуре русского народа.

В противовес святым отцам Восточной Церкви выдвигаются столпы русской религиозной философии – А. С. Хомяков, В. Соловьев и Н. А. Берядев. Исторический персонаж, близкий по духу методистам, также оказывается довольно неожиданным и оппозиционным официальному православию. По мнению Дмитрия Ли, образцом истинного христианина для методистов является старообрядческий герой 17 века - протопоп Аввакум, твердо, методично защищавший свою точку зрения и открыто проповедовавший народу Евангелие.

Параллельно с усилением позиций своеобразного методистского почвенничества все больше проявляется консервативный характер российских церквей РОМЦ по сравнению с их западными собратьями. По целому ряду морально-нравственных критериев методисты в России оказываются более традиционными и становятся в оппозицию либеральному протестантскому богословию методизма.

Показателен в этом отношении настороженный взгляд на женское священство. Многие пасторы выступают против рукоположения женщин, так как они не воспринимаются в качестве церковных руководителей в нашем менталитете, и кроме того, согласно христианской традиции, по мнению консерваторов, только мужчины имели право занимать священнические должности. Однако такого рода возражения противников женского священства, как это ни парадоксально, стали почти исключением в методистской среде. В церквях РОМЦ возобладал принцип равенства всех перед Богом. В настоящее время около половины пасторов и глав церквей – это женщины, которые заняли лидерские позиции, благодаря своему рвению и талантам. По причине того, что сами общины выдвигают своих женщин в пасторы, как правило, острых споров по этому вопросу не возникает.

Другая не менее острая проблема современного либерального богословия – это отношение к гомосексуализму. Официальная позиция РОМЦ достаточно четкая. По словам епископа Рюдигера Минора, методисты не одобряют гомосексуализм, но гомосексуализм не может быть поводом для отторжения от церкви; гомосексуалисты могут быть членами церкви, но не могут быть рукоположены; и их союз не может быть благословлен.

Естественно, мировоззрение немецкого либерального руководителя РОМЦ отличается от консерватизма русского пастора в глубинке, который рассматривает методизм, как способ объяснения своего православия. Однако консервативные тенденции, только уже по другим причинам, свойственны не только российским верующим, но и американским методистам, с которыми многие церкви РОМЦ тесно связаны. В частности, ортодоксальные методисты Канзаса, Калифорнии и Аляски покинули Объединенную методистскую церковь (ОМЦ) из-за попытки обоснования необходимости однополых браков на богословских конференциях ОМЦ США. Как заявил один из ведущих богословов ОМЦ Том Оден, Мы знаем правила, но не знаем, как их выполнять, как настаивать на их выполнении  [3]. Здесь надо отметить, что в американских церквях консерватизм связан с воспитанной на протяжении нескольких столетий вероучительной дисциплиной, а в России с рудиментами традиционного общественного сознания.

Особенность патриотической идеологии российских методистов в том, что в их сознании исконно русская духовная культура, основанная на православии, приобретает иной религиозный фундамент, а именно уэслианский. Стоит задуматься над этим феноменом культура традиционного для России православия не только отделяется от конкретных проявлений веры (посещения богослужений, молитвы и т.д.), но и становится почвой для ассимиляции на российской почве других религий. В рамках сознательной веры последователи методизма отказываются воспринимать православие как идеологему, включающую в себя золотой век русской литературы, Оптину пустынь, блаженную Матрону и т.д. Уэслианство перерабатывает автохтонную российскую традицию, лишая ее восточных сложностей, авторитаризма, упрощая и адаптируя. Кроме того, для методистов это значительный довод в пользу того, что можно соответствовать западным стандартам, не лишаясь национальных корней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Преподобная Марфа Апарина (в монашестве Маргарита)

News image

Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина с семейством переехала в Ки...

О таинствах. Таинство Миропомазания

News image

Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, во...

Святитель Николай Чудотворец

News image

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Особо он почитается в России как скорый помошник в са...

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

Начало реформации и протестантизма

News image

Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Ге...

На Украине появился первый журнал, посвященный русским

News image

ОДЕССА. Первый на Украине журнал, посвященный русским старообрядцам История и культура старообрядцев издан в Одессе. Как сообщил сотрудник Од...

Русское старообрядчество сегодня ( 21.05.05)

News image

Боярыня Морозова. Худ. В....

Структура общества Друзей

News image

Основной структурной ячейкой общества Друзей являются региональные собрания (месячные собрания до 2007 г.). Такое название происходит из традиции раз в ме...

Католическое монашество

News image

Особыми чертами характеризуется католическое монашество. В отличие от православного оно не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с ...

Старокатолики

News image

К протестантам относят и старо-католиков - сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Сгарокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского со...