Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Старообрядчество - Московское восстание 1682 г

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Московское восстание 1682 г
Направления - Старообрядчество

московское восстание 1682 г

Глава книги: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский
История Русской Церкви

Попытка отменить преобразования патриарха Никона и восстановить старые церковные порядки была сделана в 1682 г. в ходе стрелецкого восстания. Его основные события достаточно изучены и известны. Оно произошло вскоре после смерти царя Феодора Алексеевича — 27 апреля 1682 г. Избирательный Собор, который возглавил патриарх Иоаким, принял сторону царя Петра Алексеевича, акт Собора назван «Воззвание патриарха Иоакима ко всем государственным чинам и к народу». 15–17 мая восставшие, активной силой которых были стрельцы и солдаты, хорошо вооруженные и обученные, захватили Кремль, казнили многих бояр и приказных, овладели запасами вооружения, разгромили Холопий и Судный приказы. Их требования первоначально состояли в удовлетворении имущественных претензий (прежде всего выплаты постоянно урезываемого жалованья) и были направлены против злоупотреблений стрелецких начальников и властей. Вскоре жалованье им было выдано, долг, который правительство признало, составил огромную по тем временам сумму. В течение нескольких месяцев они оставались в столице хозяевами положения.
23 мая стрельцы потребовали провозгласить первым, старшим царем Иоанна Алексеевича (неизлечимо больного), вторым, младшим — Петра Алексеевича, а Софью — регентшей, что и было осуществлено 26 мая; 25 июня состоялось венчание на царство.
К этому же времени оформляются и требования о восстановлении «старой веры», однако остается не вполне ясным, по чьей инициативе — ее активных ревнителей или стрельцов. Сильвестр Медведев, противник восставших и апологет Софьи, определенно видел первопричину в активности бывшего попа Никиты Пустосвята (названного «начальствующим»), его пяти сообщников и других «проповедников», пытавшихся воспользоваться ситуацией, видя «служивых дерзость во всем и смущение (т. е. смуту.— Н. С.) в государстве». Им удалось привлечь «многих служилых людей, грамоте не умеющих», некоторых «неискусных» посадских. Помощь им оказывал начальник Стрелецкого приказа боярин И. А. Хованский.
Савва Романов, участник прения в Грановитой палате на стороне старообрядцев, предложил иную версию начала выступления, приписав его инициативу «служивым людям». По его словам, уже на третий день после «смятения», т. е. после 15–17 мая, у «служивых людей» учинились «дума и совет заедино, чтоб в царствующем граде Москве старую православную веру возобновити». Дальнейший рассказ Саввы показывает, что стрельцы имели неопределенные представления о выдвигаемой цели, среди них не нашлось людей, которые могли бы грамотно и полно изложить свои требования в челобитной, а позже, когда она была по их просьбе составлена, крайне удивились ее содержанию и обилию расхождений. Стрельцы связались с посадскими людьми, в частности, с чернослободчиками из Гончарной; последние назвали «отцов», способных выразить пожелания и требования о «старой вере», которые стрельцы намеревались предъявить церковным и светским властям. По рассказу Саввы, именно «выборные» от стрельцов определяли ход действий, от них исходили указания «отцам» и «посадским», т. е. монашествующим и мирским сторонникам старых обрядов, когда, куда и в каком составе им следует идти, чего избегать и т. д. Даже Никита Пустосвят следовал указаниям выборных.
Стрельцы обратились далеко не к случайным людям, среди привлеченных были уже известные деятели раннего старообрядчества — Никита Константинов Добрынин (Пустосвят), Сергий (в миру Семен Иванович Крашенинников).
Сергий, духовный сын протопопа Аввакума, постриженный в монахи в Троицком монастыре Олонецкого уезда известным руководителем первых старообрядцев Досифеем, пришел в Москву незадолго до начала восстания. С благословения Аввакума и «по жребию и посланию игумена Досифея» Сергий подал челобитную царям с просьбой о восстановлении «старой веры», но ответа на нее не получил. Эта челобитная не сохранилась.
Никита Добрынин не был последовательным и ревностным противником никоновских преобразований. Собор 1666 г., разбиравший его челобитную в защиту старой веры, изверг Никиту из сана и проклял, вскоре он отрекся от своих убеждений, каялся перед Собором в патриаршей крестовой палате (ноябрь 1667 г.), дал обещание не выступать в защиту старых обрядов, публично обличал себя и признавал свои заблуждения (хотя позже заявлял, что сделал это по принуждению). За год до восстания, в 1681 г., Никита вновь письменно каялся перед освященным Собором и просил разрешить «священническая действовати», но получил отказ. Из рассказа Саввы Романова очевидно, что выступление Никиты в 1682 г. было ответом на призыв со стороны «служивых».
В «Созерцании кратком» Сильвестр Медведев описывал, как проповедовали среди «простых людей» «раскольники, нарицаемыя капитоны», избивая тех, кто произносил «праведное слово», обличающее их «прелестное учение». Далее он сообщал о составленной ими челобитной с требованием «со святейшим патриархом и со всеми властями о вере состязание на Красной площади имети у Лобного места», неоднократно упоминая и о наличии у готовившихся к выступлению тайного замысла «всех побити» (собравшись «аки для состязания веры и вземше лестно»). В повествовании о подготовке диспута речь опять заходит о намерении убить патриарха и царей, что излагается Сильвестром Медведевым, как предупреждение со стороны князя Хованского с оттенком угрозы; патриарх, архиереи, архимандриты, игумены и весь освященный Собор, священники и «правоверный народ», по словам автора, приготовились «не к состязанию, но к побиению, и того ради уже не надеющеся к тому множае жити».
Неоднократные высказывания подобного рода не следует понимать лишь как риторический прием Сильвестра Медведева или выпад против «раскольников» и князя Хованского. Как в Соловецком восстании, так и среди участников московских событий 1682 г. можно указать на сторонников «непротивления», позиция которых имела опору в христианском вероучении. Эта позиция, как и в Соловецком восстании, выражалась в форме челобитных и в надежде на разбор разногласий на открытых прениях в присутствии высших иерархов и царей. Большая стрелецкая челобитная 1682 г., зачитанная в Грановитой палате, написана по образцу пятой соловецкой челобитной пространной редакции. Другая позиция имела целью использовать смуту, царившую в столице после майских событий, и в случае необходимости действовать теми же методами. Князь Хованский вел двойную игру, пытаясь одновременно угождать и угрожать Софье и «Верху», а вместе с тем «раскольники» считали его своим сторонником и звали его «батюшкой». Некоторые источники сообщают о его намерении быть «царем московским» или сделать царем своего сына. Как считали В. И. Буганов и ряд других историков, «Хованские, пытаясь прорваться к кормилу власти и оттеснить от него соперников, использовали движение стрельцов и солдат в своих корыстных целях».
Стрельцы, с одной стороны, посадские и «отцы», т. е. старообрядческие учители, с другой, преследовали разные цели. Последние, оставаясь стойкими, хотели опровергнуть сторонников никоновских реформ, добиться восстановления старых церковных порядков и отмены решений Московского Собора 1667 г. мирным путем. Вместе с тем можно выявить и другую тенденцию, хотя пока еще очень слабо выраженную добиваться права верующего следовать старому обряду при сохранении верности Церкви. Она проявилась, в частности, в ходе «прения» в крестовой палате нескольких старообрядцев с патриархом и другими иерархами незадолго до диспута в Грановитой палате 5 июля. Нижегородский митрополит, по сообщению Саввы Романова, сказал: «Мы никогда за крест и молитву не пытали, но за их непокорство, что возмущают народом в церкви не ходить, и не исповедываются у священников, и тем множество народу от Церкви отлучили». Савва Романов, возражая, привел пример именно такого преследования: если приводили какого-либо христианина и он на вопрос: «Как крестишься и как молитву творишь?» отвечал: «По-старому», «и вы за то пытали да жгли, и его же в тюрьму»; и доныне, продолжал Савва, три человека в Нижнем «за крест и молитву» сидят в «яме», хотя они пришли к благословению присланного к ним мироносицкого священника Евфимия и сказали: «Мы во всем повинуемся соборней Церкви и митрополиту и хощем повиноватися и причаститися и по прежнему прекословити не станем, только... не отметай у нас креста да молитвы по-старому... А ты их в ту же яму велел бросить». Савва не только обратил внимание на нарушение «государского указа» («буде кто повинну принесет, ино его выпустят или под начал отдадут»). Можно полагать, что Савва Романов и его сторонники готовы были разграничить требования общецерковного изменения новых порядков и требование личной свободы, т. е. право на старые обряды при условии «повиновения соборной Церкви и митрополиту», в чем нельзя не усмотреть зарождение идей, позднее реализованных при образовании единоверческой Церкви.
Стрельцы же легко готовы были отказаться от религиозных требований, к тому же далеко не все они были убежденными приверженцами старой веры. Лишь около половины стрельцов проявили готовность подписать первую челобитную; между ними были «пря великая и брань». 23 июня, накануне царского венчания, кн. Хованский передал челобитную «в Верх к царем государем». Хованский заверил челобитчиков, что венчание будет «по-старому», но он не играл в церемонии никакой роли. Он оттягивал время с ответом на челобитную; возвращая челобитную, он сказал, что нужны две-три недели для сбора «свидетельства от книг». Вероятно, патриарх Иоаким готовил в это время «Слово на Никиту Пустосвята», прочитанное 5 июля.
Народ, согласно данным Саввы Романова, требовал открытого диспута на площади, притом в присутствии царей, но без царевен. Однако, по Сильвестру Медведеву, Иван Хованский, придя 3 июля, накануне состязания, к патриарху, требовал от него, якобы по указу государей, «со оными церковными отступники о вере разговаривать», но при отсутствии и царей, и царевен. На том же он пытался настаивать и 5 июля, и тоже якобы от лица правителей. Передавая патриарху указ государей незамедлительно идти к ним «в Верх» из крестовой палаты, Хованский при этом добавил «от себя», чтобы патриарху идти «на Красное крыльцо мимо стоящее множество народа, идеже расколники, стояще, дожидают на убиение святейшаго патриарха и властей». Далее Сильвестр Медведев считает нужным пояснить: «Сие же он, князь Иван, еже на Красное крыльцо патриарху итти, поведал от себя, хотя с расколники желание свое о убийстве исполнити». Софье же Хованский говорил иначе, приписывал этот страшный замысел стрельцам («стрелецкий совет тайный поведал»), «якобы охраняя их государское здравие», «хотя их, государей, свирепством стрелецким устрашити и свое злое намерение во всем совершити». У Софьи были свои сторонники среди стрелецких выборных, которые сообщили ей, что это — «тайный совет» лишь самого князя и его единомышленников, а у стрельцов подобного «умышления» нет; сообщили Софье и о другой «тайне стрелецкой», о которой князь Иван говорил «между иных своих»: «Яко аще государи с патриархом и со властьми купно будут, то и им, государем с патриархом, от народа живым не быти». То же, впрочем, сам Хованский говорил Софье, но ему важно было убедить правительницу не проводить диспут в Грановитой палате и не присутствовать на нем: если она, великие государи, патриарх «со властьми» пойдут в Грановитую палату, «то им от народа не быти живым».
Главная цель Хованского состояла в том, чтобы, вопреки пожеланиям своих сторонников, отделить патриарха от царского семейства и оставить его и представителей церковных властей наедине с волнующимся народом. Савва Романов, сторонник Хованского, ничего не сообщает об этой интриге, но и у него нашли отражение разногласия по поводу того, где и в каком составе проводить прения. Свидетельства же Сильвестра Медведева показывают, как внедрялись в религиозное движение призывы к насильственным действиям, формировались настроения.
Софья приняла твердое решение: «Не оставлю я святыя Церкви и тоя пастыря, пойду тамо... готова суща Церкви святей и святейшему патриарху в заступление». Выразили желание идти вместе с Софьей царица Наталья Кирилловна, тетка царевны Татьяна Михайловна, сестра царевна Мария Алексеевна.
Тогда Хованский повторил свои предупреждения, звучавшие теперь как угрозы: «Пришед к великим государем, святейшему патриарху дерзновенно от народа сказаше, что народ зело кричит и просят тебя, чтобы ты ради веры состязания шел к ним на площадь или в Грановитую государскую палату, не мешкая, они того ожидают, а государем они ради их государских младых лет тамо с тобою быти не хощут. И государем он, князь Иван, доносил: есть ли патриарх от вас, государей, к народу, его ожидающему, на площадь со властьми вскоре не пойдет, то народ, яко же и прежде, к ним, государем, в Верх хощут итти со оружием, патриарха и всего освященного Собора на убиение. Егда же то святейшаго патриарха со властьми к ним от вас, государей, нешествием сотворится, и тогда опасен он, чтоб и им, государем, от свирепства народного чего не учинилось, и о том бы бояром напрасно не быти побитым». Он еще раз продемонстрировал свою главную цель — отделить патриарха от Софьи и царского семейства: «И князь Иван государем с ним, патриархом, никакоже быти советоваше». Но Софья, которой открыли его тайные замыслы, поступила вопреки главному требованию Хованского, вторично заявила: «С святейшим патриархом и со властьми иду к народу в Грановитую палату». Столь же решительно она вела себя и во время диспута, даже пригрозила, что в случае продолжения «мятежа» она и цари готовы «ити отсюду во грады иныя и в таком непослушании и разорении народу всему возвещати».
Бурный диспут дал повод ревнителям старой веры полагать, что ими одержана победа: «Победихом, препрехом и посрамихом!» — кричали они своим сторонникам, выйдя из Грановитой палаты. Долго продолжалась их проповедь на Лобном месте среди скопления народа, торжественно возвращались расколоучители к себе за Яузу, три часа звонили в колокола. Однако религиозный диспут имел трагический конец. Расколоучители были арестованы, Никита Пустосвят казнен на Красной площади, Сергий и другие разосланы по монастырям. Позже, в сентябре, казнены отец и сын Хованские.
Стрельцы, с которыми Софья умела находить общий язык, действуя
посулами и дарами, отказались от дальнейших действий в защиту «старой веры», хотя позиции «рядовых» и «выборных», как и настроения отдельных полков, были различными: «...У выборных совет был в Стремянном приказе, и придумали, что во всем отказать старцем и посадским, нам до того дела нет... и не наше то дело, то дело святейшаго патриарха и всего освященнаго Собора». Аналогичная ситуация наблюдалась и на Дону, где казаки, первоначально поддерживавшие расколоучителей, вскоре, получив удовлетворение тех требований, которые касались их материального положения и условий службы, ослабили или утратили интерес к старой вере.
Непосредственно к прению 5 июля 1682 г. было опубликовано «Слово на Никиту Пустосвята» патриарха Иоакима, «кое в тот день издано печатным тиснением», по данным Сильвестра Медведева. Публичное чтение Слова происходило во время службы патриарха в Успенском соборе; оно призывало, «чтобы народ их, лестцов и мятежников, Никиты с товарыщи, не слушали». Раскольники, однако, отняли и «изодрали» поучение, а читавшего его спасского протопопа хотели предать смерти, но его спас от гнева толпы Сергий (об этом сообщает Савва Романов). Слово сохраняло свою актуальность и в XVIII в. издавалось дважды.
Слово известно в кратком и пространном вариантах. В первом, помимо сочинения патриарха Иоакима, помещена челобитная к нему Никиты Добрынина 1681 г., а во втором к ним добавлены покаянное послание Никиты Собору 1667 г., разрешительная грамота Собора Никите и челобитная Никиты Вселенским патриархам и Собору. В следующем, 1683 г., опубликовано еще одно сочинение патриарха Иоакима на ту же тему: Слово благодарственное об избавлении от отступников. Против Никиты Пустосвята ранее писали Газский митрополит Паисий Лигарид и Симеон Полоцкий в первой части «Жезла правления» (1667).
Одним из главных антираскольнических сочинений XVII в. был «Увет духовный» Афанасия, архиепископа Холмогорского, написанный по поручению патриарха Иоакима в течение 50 дней и напечатанный в 1200 экземплярах. В его состав вошло «Возглашение увещательное всему российскому народу» патриарха Иоакима. Этому изданию придавалось большое значение, оно рассылалось по епархиям, предписывалось распространять его по приходам. Так, в Новгородскую епархию было отправлено 20 экземпляров уже 17 октября 1682 г., через месяц после напечатания книги[20]. В «Увете духовном» Афанасий, приводя многочисленные выписки из славянских и греческих книг (он знал латинский и греческий языки), разбирал и опровергал основные положения Большой стрелецкой челобитной, поданной и зачитанной в Грановитой палате 5 июля. «Увет» не только неоднократно переиздавался, но известен также в рукописных списках. Позже Афанасий Холмогорский принимал участие в полемике о времени пресуществления Святых Даров. В «Книге православного исповедания» (1688), а также в «Щите веры» (1690) он защищал православную точку зрения, проявляя большую эрудицию в области «апостольских и отеческих догмат и писаний» и неизменную верность преданию. Он оставался убежденным традиционалистом и грекофилом.
Симеон Полоцкий в «Вечере душевной» (1683), Карион Истомин в «Слове» (1682) также обращались к теме обличения раскола.
Не только высшие церковные иерархи и столичные ученые богословы писали сочинения, обличая раскол и призывая сохранять верность православию. Анонимное произведение, озаглавленное «Брозда духовная», написано в районе Каргополя, возможно, сельским священником, которого отличает «начитанность в богословской и исторической литературе», «хорошее знание раскольничьей доктрины». Толчком к его появлению, по мнению А. С. Елеонской, могло послужить окружное послание Афанасия, архиепископа Холмогорского, который, отмечая равнодушие мирян к религии и предлагая пастырям упорядочить дела в своих приходах, стремился привлечь к учительству все духовенство, требовал, чтобы каждый священник выступал перед верующими с живым словом («...настояти, понудити, благовременне и вовременне обличати, запрещати, умоляти со всяким долготерпением и учением»). «Брозда духовная» — не единичное явление в письменности этого времени. Священник Вознесенской церкви в Коломне Иоанн написал два трактата, направленных против «капитонов» (изданы лишь в извлечениях). «Слово ул((чно... на лживую повесть» (1665) направлено против «повести» Исидора Крючкова о близкой кончине мира (через 5 лет). Крючков подбросил свое сочинение на полки овощного ряда, а также писал подобные же «грозы» углем на стенах Вознесенской церкви и сам принес ее священнику, чтобы тот «внимал ей опасно». Иоанн обличает «лживую повесть» как творение «капитонов». Им же написан «Спор православных с лютыми капитоны о старой вере, еюже действует Божия Церковь», направленный против «мутителей согласия единства Церквей — лукава иерея Игнатия с единомысленники его». Спор между Иоанном, священником Вознесенской церкви, и Игнатием, священником Воскресенской церкви, продолжался с 1661 по 1676 г. и касался вопросов о «старых» и «новых» богослужебных книгах, крестном знамении, крещении, венчании, исповеди и т. д.
Задача углубления проповеднической деятельности священников, о которой писал в окружном послании Холмогорский архиепископ Афанасий, диктовалась внутренним состоянием Русской Церкви, особенно в связи с распространением старообрядчества. Все многочисленные сочинения обличительного и православно-нравственного характера, созданные иерархами Церкви и учеными богословами после событий 1682 г., выделяют две характерные и взаимосвязанные черты религиозной жизни того времени. Во-первых, церковные раскольники представлены одновременно и как «мятежники государственные», ведущие и противоцерковную, и противоправительственную проповедь, возбуждающие «народное колебание»,
«народную бурю», внушающие мысли о сопротивлении. Происходит смешение и объединение религиозных и социальных мотивов «народного возмущения».
Во-вторых, церковные авторы говорят о такой черте религиозной жизни, как широкое распространение прений, споров, дискуссий по религиозным вопросам, в том числе и народных дискуссий; отмечается активность расколоучителей, которые присваивали себе функции толкователей вопросов веры. Симеон Полоцкий, например, писал: «Не тако ли у нас ныне деется? Разглагольствуют ныне о богословии мужие, разглагольствуют и отроцы, беседуют в лесах дивии человеци, препираются и на торжищех скотопродателие, да не реку в корчемницах пиянии. На последок и буия женишща словопрение деют безумное, мужем своим и Церкви пререкающе».
Подобного рода настроения и устремления отразились, например, в описании поездки архимандрита Игнатия (будущего митрополита Тобольского) и протопопа Иоанна Иоаннова в Кинешму «для увещания раскольников». В 1687 г. на имя государей и патриарха пришла челобитная от кинешемских раскольников, просивших прислать ученых, «чтобы говорить о вере». Вместе с челобитной были поданы письма, содержащие положения раскольнического учения и обвинения против Церкви. Раскольников, которых надо «разговаривати и увещати», было семеро. «Мы грамоты не знаем, только говорим, что новыя веры не приемлем»,— заявили они. Примечательно, что это происходило всего через 5 лет после диспута в Грановитой палате и последовавших за ним казней. Следовательно, сохранялись надежда добиться цели путем подачи челобитных и прений и вера в успех этого пути борьбы. Трое из участников кинешемского диспута, сидя за караулом, «говорили меж себя, что они напрасно учения слушали раскольщика Ивашки Страннова и чтобы им паки обратиться к святой Церкви», четверо «остались в противлении и были преданы градскому суду».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

Св. Варфоломей, апостол. Праздник

News image

Filed Under ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ I век; в Эптернахе и Камбраи его день празднуется 25 августа (Epternach, Cambrai), в Персии – 13...

Иоанн Божий

News image

Родился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал...

Таинство венчания

News image

Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их су...

Сущность христианства

News image

Из книги Ивана Андреева Православная апологетика , изданной в серии Духовное наследие русского зарубежья , выпущенной Сретенским монастырем в ...

Методизм на грани вымирания

News image

Английские протестанты пополняют свою численность за счет чернокожих мигрантов. Методизм находится на грани вымирания на своей родине - в Великобритании, об эт...

Направление. Социниане-унитарии

News image

В своем стремлении провести начало свободы далее тех пределов, в каких развивалось это начало в лютеранстве и реформаторстве, секты XVI ве...

Православие

News image

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей' Константинопольская, Александрийская, Антиохий-ская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Ки...

Методизм является ответвлением протестантской церкви в

News image

Методизм появился в семнадцатом веке при помощи отделения от английской церкви, и нуждался в методическом и последовательном следовании абсолютно всем ...

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

News image

Сочинения протопопа Аввакума (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произведение Аввакума - Житие -...

Анабаптизм

News image

АНАБАПТИЗМ (от греч. άναβαπτίζω — «опять погружать», в смысле «заново крестить») — радикальное течение в àРеформации XVI в., признававшее не...