Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Анабаптизм - Анабаптизм

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Анабаптизм
Направления - Анабаптизм

анабаптизм

Успех немецкой Реформации и её широкий резонанс в Европе был обусловлен двумя причинами. Во-первых, Реформация отразила и как бы подытожила глубокие изменения в социально-экономической и духовной жизни страны. Во-вторых, протест Лютера поддержали светские правители, обеспечившие ему защиту и свободу проповеднической деятельности. Тем самым образовался слой вельможных противников папства - политиков и богословов. Они-то и создавали впечатление, будто Реформация осуществляется «сверху». Причём поначалу партнёры преследовали вполне определённые цели. Лютер стремился к «исправлению» католической церкви, а светская знать поддерживала его ради укрепления собственной власти.

Реформация в Германии победила, став, в конце концов, своего рода охранительной идеологией существующих порядков. У Лютера, как, впрочем, и Кальвина, были все основания полагать, что своих основных целей они добились. Однако постепенно всё отчётливее стал проступать иной аспект Реформации - её бурлящая народная подпочва. В самой гуще жизни набирали силу стихийные процессы, которые не только не поддавались контролю со стороны признанных богословов, но и убедительно обнаруживали ограниченность и половинчатость проведённых ими реформ. Многие религиозные деятели всё отчётливее осознавали недостаточность лишь «внутренней» свободы и выдвинутой Кальвином программы демократизации Церкви, обернувшейся теократическим режимом. В ответ на это корифеи протестантизма ужесточали преследования своих недавних единомышленников в борьбе с Папой: Лютер публиковал яростные филиппики в их адрес; Цвингли проводил соответствующие решения через Совет Цюриха, который он фактически контролировал; а Кальвин непосредственно участвовал в судебных разбирательствах и сам определял меру наказания «нечестивых».

Таким образом, сложилась новая ситуация: в изначальную конфронтацию протестантизма и католицизма вмешалась третья сила - протестантские «диссиденты» и «еретики», относившиеся в одинаковой мере враждебно и к Риму, и к официальной Реформации. Активизация этих элементов сразу же изменила конфигурацию Реформации, обозначив её второй, «сектантский» период. Знакомая по истории схема повторилась: добившийся официального признания протестантизм теперь выступал в недавнем амплуа католической ортодоксии и подвергался обличениям «снизу» как отступник от истинной апостольской веры за непоследовательность и духовный деспотизм. В этом конфликте весьма красноречивым является, например, такой факт: несгибаемый реформатор Кальвин пошёл на сотрудничество с католической инквизицией в преследовании выдающегося антитринитария Мигеля Сервета.

В этой обстановке, когда различная интерпретация догматов и обрядов символизировала размежевание вполне земных интересов, и появилось движение анабаптистов, требовавших заменить крещение младенцев «сознательным» крещением взрослых. Сразу же следует отметить, что анабаптизм так никогда и не приобрёл законченный характер религиозной организации. Множество не зависимых друг от друга группировок объединяло лишь требование отказаться от крещения младенцев. В интерпретации же других фундаментальных богословских, социальных и политических вопросов их мнения могли кардинально расходиться. Тем не менее, именно анабаптизм стал базой, на которой возникли Церковь меннонитов, а позднее и баптизм.

Скорее всего, анабаптизм зародился в начале 16 века в Цюрихе, где проходила деятельность Ульриха Цвингли - третьего (наряду с Лютером и Кальвином) основоположника протестантизма. Его взгляды формировались независимо от Лютера, хотя Цвингли впоследствии с большим уважением отзывался о немецком реформаторе. В отличие от Лютера, во многом впитавшего в себя идеи и образ мышления средневековых мистиков, Цвингли, испытавший на себе влияние выдающегося гуманиста Эразма Роттердамского, был более рационалистичен и более последователен в своей реформистской программе. Именно решительность Цвингли в утверждении Священного Писания в качестве единственного источника вероучения вызвала яростные дискуссии о таинстве крещения. Наиболее авторитетным интерпретатором ключевых принципов анабаптизма стал бывший сподвижник Цвингли Конрад Гребель.

В 1524 году произошёл окончательный разрыв между Цвингли и Гребелем. Ближайшими единомышленниками Гребеля были Феликс Манц, сын местного священника, весьма сведущий в оригинальных библейских текстах; Георг Блаурок, бывший монах, прозванный за своё красноречие и рвение «вторым Павлом»; Людвиг Хетцер, знаток древнееврейского языка, и Балтазар Губмайер, ставший впоследствии одним из главных идеологов Крестьянской войны. Голоса противников крещения младенцев приобрели такой резонанс, что городской Совет Цюриха вынужден был провести публичный диспут по этому вопросу. Как и можно было предвидеть, победителем Совет объявил Цвингли и распорядился, чтобы все жители города под угрозой наказания крестили детей в младенческом возрасте. Решение Совета, однако, не повлияло на анабаптистов. Они продолжали проповедовать собственные взгляды и отказывались крестить своих младенцев.

К этому времени анабаптисты сообразили: если крещению непременно должна предшествовать вера, то и их собственное крещение было недействительным. Поэтому, начиная с лета 1525 года, в городе совершается ряд вторичных крещений. Первоначально практиковалось обливание - в соответствии с практикой городских церквей, а позже - погружение в воду, которое, по мнению анабаптистов, более соответствовало Священному Писанию.

Постепенно идеи анабаптистов получали всё более широкое распространение. Цвингли и городской Совет вынуждены были провести ещё один публичный диспут. Результаты его были также предрешены заранее. Решение гласило: «Каждый из анабаптистов имел возможность беспрепятственно высказать свои взгляды; основываясь на надёжных свидетельствах Священного писания, было выяснено, что Цвингли и его последователи одолели анабаптистов, упразднили анабаптизм и упрочили крещение младенцев». Впрочем, не слишком полагаясь на убедительность этого решения, Совет присовокупил предостережение: «Каждый, кто будет действовать вопреки этому указу, будет оштрафован всякий раз, когда проявит неповиновение; если же кто-либо будет упорствовать в своём неповиновении, то мы поступим с ним с большей строгостью и без всякого снисхождения накажем в соответствии с серьёзностью проступка».

Вскоре выяснилось, что угроза была далеко не пустой. Гребель, Манц, Блаурок были вызваны в Совет, где от них потребовали отречься от своих заблуждений. Они отказались и были брошены в тюрьму, где их несколько месяцев продержали в цепях. В тюрьме ослабевшего и больного Губмайера вынудили согласиться на публичное отречение. Однако, оказавшись на кафедре, он твёрдо заявил о своём несогласии с крещением младенцев. Его снова бросили в застенок и под пытками вырвали у него письменное покаяние. «Диссиденты» не сдавались, а власти, как это обычно бывает в подобных случаях, усиливали репрессии. Поэтому не удивительно, что анабаптисты стали покидать Швейцарию. Теперь центр анабаптизма переместился в Германию. В Германии анабаптистами называли перекрещенцев, исповедующих не просто различные, но порой и взаимоисключающие взгляды. Кстати, термин «анабаптизм» как название какой-либо религиозной группы в прошлом не использовался. Более того, он не употреблялся и самими анабаптистами времён Реформации, предпочитавшими называть себя братьями.

В 1520 году в немецком городе Цвиккау на границе с Богемией появились так называемые «цвиккауские пророки», проповедовавшие о скором конце света и торжестве на земле «царства Христова». Они обращались не столько к Священному Писанию, сколько к собственному внутреннему откровению, требуя не просто веры, но и соответствующих ей добрых дел. Поскольку для детей, говорили они, такая вера невозможна, то крестить можно лишь «возрождённых» взрослых. Эти высказывания и послужили поводом называть их анабаптистами. В то время в одной из местных церквей проповедовал Томас Мюнцер, уже склонявшийся к полному разрыву с Лютером. В шумных спорах, вызванных появлением «пророков», Мюнцер встал на их сторону, что впоследствии дало повод по этому формальному признаку причислить Мюнцера к анабаптистам. Голоса прорицателей звучали всё агрессивнее, и лютеранский совет города решил изгнать возмутителей спокойствия. Пророки направились в Виттенберг, откуда, впрочем, они также вскоре были изгнаны.

«Цвиккауских пророков» часто изображают как банду фанатиков и нарушителей порядка, свихнувшихся на вере в собственные прозрения. Это не совсем точно. Они действительно были мистиками, упоёнными своими видениями и прорицаниями, схожими с откровениями Сведенборга. Однако какой-либо программы радикальных преобразований общества, выходящих за рамки церковных реформ, у них не было. В чём-то они подтолкнули Томаса Мюнцера к созданию такой программы и проповеди эсхатологизма, но ко времени их встречи революционные воззрения Мюнцера уже сложились. У «цвиккауских пророков» не было развёрнутого систематического вероучения. Заслуга их, скорее, в другом: своей суматошной, но крайне боевой и шумной деятельностью они выдвинули идею перекрещения на первый план, так прочно связали её с обличениями «греховного» мира и ожиданиями грядущего светопреставления, что термин «анабаптизм» отныне стал ассоциироваться со всеми религиозными бунтарями.

В эпоху Реформации отказ от крещения младенцев обрёл свой отчётливый социально-идеологический смысл, а именно служил индикатором полного разрыва с корыстным «папизмом», а позже и с протестантизмом, получившим официальный статус. Поэтому требование крещения «по вере» служило безошибочным признаком «врага» не только для церковных, но и для светских властей. Это было очень удобно. Для светских властей - потому что они подводили своих политических противников под категорию «еретиков», беззащитных в тот богобоязненный век, санкционируя расправу над ними от имени Бога. А для церковных - потому что в борьбе со своими внутренними «диссидентами» они могли рассчитывать не только на убедительность собственных проповедей, но и на карающую силу меча. Спасаясь от преследований, анабаптисты массами бежали из Германии в страны, где, как им казалось, царит религиозная свобода, - в Польшу, Англию, Россию и особенно в соседнюю Голландию. Как правило, их надежды оказывались обманутыми. Однако в Голландии в середине 16 века сформировались меннониты, а в начале 17 века в Англии появились баптистские общины. Почву для них подготовили анабаптисты

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

Матрёна Московская

News image

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9/22 ноября 1885 года в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была че...

Святой апостол Фома - день памяти 04.05 н. ст. (21.04 с

News image

Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (Ин. И, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав божественное уч...

Св. Григорий Великий

News image

Одним из величайших Пап, память которых чтит Церковь, был Григорий I, прозванный Великим, а также Двоесловом. Он родился в Риме около 45...

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Таинство Елеосвящения

News image

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И ...

Квакеры. История возникновения

News image

Религиозное общество друзей возникло в Англии примерно в середине 17 в., основал его странствующий проповедник Джордж Фокс (1624–1691). В са...

Социально-политические взгляды баптистов и штундистов

News image

Говоря о социально-политических взглядах евангельских верующих, следует сделать одну оговорку. Проблема возникает в связи с необходимостью отделить убеждения русско-украинского верующего ка...

Католицизм в России XVIII—XIX века

News image

Патрик Гордон — соратник Петра I, католик по вероисповеданию Изменение политики России по отношению к лицам католического вероисповедания произошло при Петре I....

ПОРТРЕТ ДРУЗЕЙ. Знакомство с квакерами. (избранное)

News image

Кто такие квакеры? Сегодня во всём мире насчитывается около 240.000 квакеров. Мы пришли из разных культур, мы говорим на разных языках. Мы — ча...

Русске католичество

News image

Религиозное западничество. В связи с неприятием Москвой решений Ферраро-Флорентийского собора, православие в России рассматривалось католиками как находящееся вне истины и ...

Появление американских Баптистских Церквей

News image

Появление Баптистских Церквей в Америке также было связано с «роением» пуритан. Роджер Вильямс (ок. 1603–1683), который получил образование англиканского служителя в ...